Пятница, 1 августа, 2025
More
    ДомойМнениеКак спор вокруг музыки Шамши Калдаякова повлиял на обсуждение законопроекта об авторском...

    Как спор вокруг музыки Шамши Калдаякова повлиял на обсуждение законопроекта об авторском праве

    Опубликовано

    Как спор вокруг музыки Шамши Калдаякова повлиял на обсуждение законопроекта об авторском праве

    В Казахстане уже больше года продолжается дискуссия о выплатах за использование произведений Шамши Калдаякова. История началась с заявлений невестки композитора о несправедливой системе авторских вознаграждений. Её слова позже обсуждались в парламенте. Представители Казахстанского авторского сообщества называют факты, звучавшие в публичном пространстве, ложными. Вместе с тем именно эти сведения повлияли не только на общественное мнение, но и на ход законотворческого процесса. 

     С чего все началось

    В мае 2024 года в эфире одного из телеканалов Ботагоз Калдаякова, супруга сына композитора, заявила, что семья получила мизерные выплаты за использование произведений Шамши Калдаякова — всего 22 тысячи тенге авторских отчислений за квартал. Эта информация вызвала широкий резонанс. Позже казахстанский сенатор Жанна Асанова заявила о еще меньших суммах — по её словам, на этот раз размер выплат не превышал уже 18 тысяч тенге в месяц.

    Осенью тему вновь подняли уже при обсуждении вопросов креативной экономики. По словам Калдаяковой, организаторы кавер-концертов и кинопоказов не выплачивают положенные четыре процента выручки авторским сообществам за использование музыки её тестя, несмотря на требования закона.

    К концу 2024 года представители Казахстанского авторского общества на брифинге в Казахстанском пресс-клубе опровергли её заявления, отметив, что выплаты производятся регулярно, и они немалые. После этого, на встрече в алматинском филиале партии AMANAT 9 декабря 2024 года, где присутствовали авторы и представители Министерства юстиции, прозвучала информация, что Ботагоз Калдаякова не является официальным правопреемником композитора и не имеет юридических оснований выступать от имени наследников без доверенности.

    «По документам, правопреемниками являются Жамиля, Абылкасым и Мухтар Калдаяковы. Они и подписывают договоры с организациями по коллективному управлению правами (ОКУПами). Следовательно, сама Ботагоз Калдаякова не имеет полномочий представлять интересы композитора и выступать в качестве наследника перед аудиторией. Кроме того, данные о сумме выплат авторских вознаграждений искажаются. На самом деле они намного больше. Таким образом, искусственно создаётся негативное отношение к легитимно работающим авторским обществам»,  рассказывает композитор Балнур Кыдырбек.

    Представители авторского общества заявили, что в случае обострения ситуации могут раскрыть реальные суммы выплат и привлечь к ответственности за ложные сведения о работе организаций. Ботагоз Калдаякова отказалась от дальнейших обсуждений и ушла со встречи.

    Читать также:
    В Павлодаре поссорились власти и строители, а виноватым сделали обычного чиновника

    Что говорит закон

    В основе споров — обсуждаемый в парламенте проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности». 

    Поправки направлены на ограничение деятельности ОКУПов — организаций, которые согласно общемировой юридической практике занимаются сбором и распределением выплат за использование музыки, фильмов, книг и других объектов авторского права. Законотворцы в числе прочего предлагают лишить авторов права самостоятельно создавать такие организации и передать эти полномочия государственному органу — Qazpatent. В своё время антимонопольное ведомство уже критиковало за это авторов законопроекта.

    Сторонники проекта говорят, что единая государственная база станет аналогом eGov и упростит администрирование. Но, по мнению доктора юридических наук Толеша Каудырова, передача таких полномочий государству может создать серьёзные риски для авторских прав. Профессиональные сообщества ссылаются на международные договоры и директиву ЕС, которую поддержал Казахстан. Она требует, чтобы ОКУПы контролировались самими авторами.

    Чего боятся авторы

    На заседании в апреле 2025 года депутат мажилиса Нартай Сарсенгалиев также сослался на озвученные Ботагоз Калдаяковой цифры: «За исполнение 55 песен Шамши Калдаякова авторские сообщества начислили его потомкам за три месяца 22 тыс. тенге, сейчас эта сумма и того меньше — 18 тыс. тенге».

    В конце заседания участники заявили о необходимости срочных мер — вплоть до возбуждения уголовных дел, чтобы обеспечить защиту интересов казахстанских авторов.

    По словам композитора Балнур Кыдырбек, в отдельных случаях действительно могут быть инициированы разбирательства, но уже в отношении тех, кто систематически и бездоказательно обвиняет организации, занимающиеся авторским правом. 

    «Если представители СМИ или уполномоченные органы запросят информацию о выплатах, она может быть предоставлена, и тогда будет видно, насколько обоснованными были обвинения, и задать вопросы уже в отношении тех, кто допустил недостоверные публичные заявления. Тогда же можно будет поднять вопрос о соответствии этих людей своим должностям и дискредитации звания госслужащего»,  заключает спикер.

    По мнению композитора, попытки срочно пересмотреть якобы несправедливую систему начались под влиянием эмоциональных заявлений. При этом аргументы в пользу изменений в закон «Об авторском праве и смежных правах» основаны на недостоверной информации.

    Новое на сайте

    Больше подобного