Казахстан может стать лидером Центральной Азии по внедрению международных стандартов в дорожном строительстве. Руководитель управления науки АО "КаздорНИИ" Кайрат Мухамбеткалиев в беседе с корреспондентом NUR.KZ рассказал, почему казахстанским заводам важно уже сейчас переходить на современную технологию Superpave ("Суперасфальт").
— О внедрении Superpave в пилотном режиме стало известно еще в прошлом году. Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются преимущества технологии? Почему выбор был сделан именно в ее пользу?
— Если сравнивать с традиционными подходами подбора асфальтобетонных смесей, то Superpave учитывает реальные факторы – температурный диапазон и транспортные нагрузки. Даже в терминологии есть различие: у нас это называют подбором асфальтобетонной смеси, а за рубежом — проектированием (например, Superpave Mix Design). Технология Superpave успешно применяется в более чем 30 странах, включая США и Канаду, внедрена в России, а Китай активно изучает ее преимущества. Использование Superpave позволит Казахстану соответствовать международным стандартам строительства автодорог, увеличив их долговечность и устойчивость к перепадам температур. Более того, Казахстан станет первой страной в Центральной Азии, внедряющей данную технологию, что укрепит его позиции как регионального лидера в дорожном строительстве.
Сама методология подбора смесей в Superpave более эффективна. При традиционном подходе оценивается 12 показателей в течение 15 дней, тогда как в Superpave учитываются всего 4 показателя (гранулометрический состав, остаточная пористость, водостойкость и колейность), а процесс занимает всего 4 дня.
К примеру, в России работы по внедрению "Суперасфальта" начались около 10 лет назад. Заводы по производству битума уже адаптировались к новым требованиям и стандартам. Два десятилетия назад доля производства полимерного битума в России составляла всего 3%, а сейчас достигла 30%. В Казахстане этот показатель пока не превышает 1%.
— То есть для внедрения "Суперасфальта" требуется другой вид битума?
— Да, необходимо его модифицировать или использовать полимерный битум. Ранее специалисты института уже занимались этим вопросом, и у нас есть соответствующие наработки.
— Удалось ли КаздорНИИ наладить сотрудничество с казахстанскими предприятиями, специализирующимися на производстве битума?
— Мы надеемся, что все отечественные заводы, производящие битум, активно включатся в эту работу. Однако на данный момент откликнулись лишь два завода – QazaqBitum и "КазахБитум Сервис". Эти предприятия уже развивают производство модифицированного и полимерного битума. КаздорНИИ подписал с ними меморандумы о сотрудничестве, и совместная работа идет активными темпами. Важно понимать, что те, кто первыми освоят методологию Superpave, получат конкурентные преимущества в будущем.
— Чего именно институт ожидает от казахстанских битумных заводов?
— Основная задача – научиться производить битум по стандартам Superpave. Очевидно, что без активного участия всех участников дорожного строительства переход на международные стандарты будет сложным и медленным. Одно дело, когда технология изучается в лаборатории, и совсем другое – когда ее можно протестировать на базе завода. Технология "Суперасфальт" была выбрана не случайно: она наиболее практична и эффективна для резкоконтинентального климата Казахстана. Предприятиям уже сейчас стоит задуматься о модернизации производства в соответствии с актуальными стандартами.
— Как вы думаете, почему не все предприятия активно внедряют новые стандарты и интегрируют Superpave в свою работу?
— Возможно, не все осознают важность технологического прогресса. Как известно, любое новшество не всегда воспринимается с энтузиазмом. О необходимости перехода на международные стандарты и внедрения данной технологии в своем выступлении упоминал президент страны и неоднократно заявляли в Министерстве транспорта.
Так как Superpave адаптируется под особенности каждого региона, заводы по производству битума должны понимать, что в первую очередь это выгодно для них самих. Адаптация производства к международным стандартам, таким как Superpave, значительно повышает качество битума и, соответственно, его конкурентоспособность, в том числе на международном уровне.
— Вы говорили о потенциальных конкурентных преимуществах предприятий, которые начнут работать с "Суперасфальтом" раньше других. О каких именно преимуществах идет речь?
— Во-первых, как я уже говорил, это повышение качества битума, который будет соответствовать международным стандартам. Во-вторых, рост конкурентоспособности и выход на международный уровень. В-третьих, у предприятий появится возможность повысить компетенции и квалификацию кадров, способных работать по новым стандартам. Конечно, на первом этапе потребуется инвестировать определенные средства, но в дальнейшем эти затраты окупятся.
К этому вопросу нужно подходить комплексно – начиная с лабораторного подбора смесей и научного обоснования при проектировании, а также обеспечивая научно-техническое сопровождение при строительстве дорог. С этой целью уже разработана дорожная карта по внедрению технологии Superpave. Ведется совместная работа с разработчиками технологии из США. Институт также готов обучать специалистов в своем центре повышения компетенций, поскольку у нас уже есть квалифицированные кадры, способные передавать необходимые знания сотрудникам предприятий.
— Когда начнется тестирование "Суперасфальта" в реальных условиях?
— В этом году мы начнем применять технологию в пилотном режиме. Ранее рассматривалась возможность выделения "КазАвтоЖол" трех участков для каждой климатической зоны. Пока определен один участок, на котором будет апробироваться Superpave. Надеемся, что местные исполнительные органы также проявят интерес и предоставят больше участков для пилотного проекта, что позволит провести всестороннюю апробацию технологии в различных условиях.