Среда, 5 февраля, 2025
More
    ДомойПолитикаКакие конкурентные преимущества могут получить казахстанские битумные заводы, внедрив технологию Superpave

    Какие конкурентные преимущества могут получить казахстанские битумные заводы, внедрив технологию Superpave

    Опубликовано

    Какие конкурентные преимущества могут получить казахстанские битумные заводы, внедрив технологию Superpave

    Казахстан может стать лидером Центральной Азии по внедрению международных стандартов в дорожном строительстве. Руководитель управления науки АО "КаздорНИИ" Кайрат Мухамбеткалиев в беседе с корреспондентом NUR.KZ рассказал, почему казахстанским заводам важно уже сейчас переходить на современную технологию Superpave ("Суперасфальт").

    — О внедрении Superpave в пилотном режиме стало известно еще в прошлом году. Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются преимущества технологии? Почему выбор был сделан именно в ее пользу?

    — Если сравнивать с традиционными подходами подбора асфальтобетонных смесей, то Superpave учитывает реальные факторы – температурный диапазон и транспортные нагрузки. Даже в терминологии есть различие: у нас это называют подбором асфальтобетонной смеси, а за рубежом — проектированием (например, Superpave Mix Design). Технология Superpave успешно применяется в более чем 30 странах, включая США и Канаду, внедрена в России, а Китай активно изучает ее преимущества. Использование Superpave позволит Казахстану соответствовать международным стандартам строительства автодорог, увеличив их долговечность и устойчивость к перепадам температур. Более того, Казахстан станет первой страной в Центральной Азии, внедряющей данную технологию, что укрепит его позиции как регионального лидера в дорожном строительстве.

    Сама методология подбора смесей в Superpave более эффективна. При традиционном подходе оценивается 12 показателей в течение 15 дней, тогда как в Superpave учитываются всего 4 показателя (гранулометрический состав, остаточная пористость, водостойкость и колейность), а процесс занимает всего 4 дня.

    К примеру, в России работы по внедрению "Суперасфальта" начались около 10 лет назад. Заводы по производству битума уже адаптировались к новым требованиям и стандартам. Два десятилетия назад доля производства полимерного битума в России составляла всего 3%, а сейчас достигла 30%. В Казахстане этот показатель пока не превышает 1%.

    — То есть для внедрения "Суперасфальта" требуется другой вид битума?

    — Да, необходимо его модифицировать или использовать полимерный битум. Ранее специалисты института уже занимались этим вопросом, и у нас есть соответствующие наработки.

    Какие конкурентные преимущества могут получить казахстанские битумные заводы, внедрив технологию Superpave

    — Удалось ли КаздорНИИ наладить сотрудничество с казахстанскими предприятиями, специализирующимися на производстве битума?

    — Мы надеемся, что все отечественные заводы, производящие битум, активно включатся в эту работу. Однако на данный момент откликнулись лишь два завода – QazaqBitum и "КазахБитум Сервис". Эти предприятия уже развивают производство модифицированного и полимерного битума. КаздорНИИ подписал с ними меморандумы о сотрудничестве, и совместная работа идет активными темпами. Важно понимать, что те, кто первыми освоят методологию Superpave, получат конкурентные преимущества в будущем.

    — Чего именно институт ожидает от казахстанских битумных заводов?

    — Основная задача – научиться производить битум по стандартам Superpave. Очевидно, что без активного участия всех участников дорожного строительства переход на международные стандарты будет сложным и медленным. Одно дело, когда технология изучается в лаборатории, и совсем другое – когда ее можно протестировать на базе завода. Технология "Суперасфальт" была выбрана не случайно: она наиболее практична и эффективна для резкоконтинентального климата Казахстана. Предприятиям уже сейчас стоит задуматься о модернизации производства в соответствии с актуальными стандартами.

    Читать также:
    Назначен новый начальник полиции Шымкента

    — Как вы думаете, почему не все предприятия активно внедряют новые стандарты и интегрируют Superpave в свою работу?

    — Возможно, не все осознают важность технологического прогресса. Как известно, любое новшество не всегда воспринимается с энтузиазмом. О необходимости перехода на международные стандарты и внедрения данной технологии в своем выступлении упоминал президент страны и неоднократно заявляли в Министерстве транспорта.

    Так как Superpave адаптируется под особенности каждого региона, заводы по производству битума должны понимать, что в первую очередь это выгодно для них самих. Адаптация производства к международным стандартам, таким как Superpave, значительно повышает качество битума и, соответственно, его конкурентоспособность, в том числе на международном уровне.

    Какие конкурентные преимущества могут получить казахстанские битумные заводы, внедрив технологию Superpave

    — Вы говорили о потенциальных конкурентных преимуществах предприятий, которые начнут работать с "Суперасфальтом" раньше других. О каких именно преимуществах идет речь?

    — Во-первых, как я уже говорил, это повышение качества битума, который будет соответствовать международным стандартам. Во-вторых, рост конкурентоспособности и выход на международный уровень. В-третьих, у предприятий появится возможность повысить компетенции и квалификацию кадров, способных работать по новым стандартам. Конечно, на первом этапе потребуется инвестировать определенные средства, но в дальнейшем эти затраты окупятся.

    К этому вопросу нужно подходить комплексно – начиная с лабораторного подбора смесей и научного обоснования при проектировании, а также обеспечивая научно-техническое сопровождение при строительстве дорог. С этой целью уже разработана дорожная карта по внедрению технологии Superpave. Ведется совместная работа с разработчиками технологии из США. Институт также готов обучать специалистов в своем центре повышения компетенций, поскольку у нас уже есть квалифицированные кадры, способные передавать необходимые знания сотрудникам предприятий.

    — Когда начнется тестирование "Суперасфальта" в реальных условиях?

    — В этом году мы начнем применять технологию в пилотном режиме. Ранее рассматривалась возможность выделения "КазАвтоЖол" трех участков для каждой климатической зоны. Пока определен один участок, на котором будет апробироваться Superpave. Надеемся, что местные исполнительные органы также проявят интерес и предоставят больше участков для пилотного проекта, что позволит провести всестороннюю апробацию технологии в различных условиях.

    Новое на сайте

    Трамп предложил выгнать палестинцев из Газы и построить «ближневосточную ривьеру»

    Президент США Дональд Трамп после переговоров с израильским премьером Биньямином Нетаньяху в Вашингтоне заявил...

    В Туркменистане прошла конференция в честь 30-летия Нейтралитета » Новости Центральной Азии

    Организатором мероприятия выступил медицинский вуз республики. ...

    Больше подобного

    Трамп предложил выгнать палестинцев из Газы и построить «ближневосточную ривьеру»

    Президент США Дональд Трамп после переговоров с израильским премьером Биньямином Нетаньяху в Вашингтоне заявил...