Содержание
В Министерстве транспорта Казахстана представили предварительный отчёт по расследованию авиакатастрофы самолёта Embraer 190, которая произошла 25 декабря 2024 года вблизи Актау. Что именно могло стаать причиной: техническая неисправность, внешнее воздействие или ошибки экипажа? Подробнее читайте в разборе наш сайт.
Самолёт авиакомпании AZAL (Azerbaijan Airlines) Embraer 190 потерпел крушение при аварийной посадке под Актау. Лайнер выполнял рейс Баку — Грозный, но «не смог сесть в конечном пункте», следует из отчёта. Потеряв GPS-навигацию и испытывая технические проблемы, экипаж принял решение вернуться в Баку, однако спустя некоторое время на борту произошла аварийная ситуация — отказ управления. Лайнер попытался совершить аварийную посадку в Актау, но рухнул в пяти километрах от взлётно-посадочной полосы, частично разрушившись и загоревшись. В результате погибли 38 человек (включая командира, второго пилота и старшего бортпроводника), ещё 27 пострадали.
Фаза 1: неудачная посадка в Грозном
25 декабря экипаж, состоящий из командира воздушного судна, второго пилота, старшей бортпроводницы и двух бортпроводников, прошёл предполётный медосмотр в санитарной части международного аэропорта Гейдар Алиев в 02:38 (Фрагменты из выписки разных временных интервалов радиообмена представлены согласно данным CVR).
- 03:47 — экипаж запросил разрешение на буксировку и запуск.
- 03:56 — выполнен взлёт.
- 04:12 — судно покинуло воздушное пространство Азербайджанской Республики.
В 04:26:13 экипаж сообщил о потере сигналов с обоих GPS. В дальнейшем в заходе на посадку на аэродроме Грозный диспетчеры несколько раз давали указания пилотам по корректировке маршрута.
- 04:37:04 — срабатывает сигнализация.
- 04:53:19 — экипаж объявил уход на второй круг из-за нестабилизированного захода.
- 04:55:54 — экипаж подтвердил потерю обоих GPS и запросил векторинг.
- 05:06:27 — экипаж уточнил готовность к выпуску шасси.
«Азербайджан восемьдесят два сорок три, удаление двенадцать километров, подходите к глиссаде, ветер тихо, полоса двадцать шесть, посадку разрешаю. Огни ВПП включены»,
такую команду получили пилоты от аэродрома Грозного, готовясь совершить посадку.
- 05:12:40 — подтверждён отказ GPS, запрошен векторинг.
Таким образом, судя по предварительному отчёту, экипаж выполнял полёт в условиях отказа спутниковой навигации. На протяжении всего полёта поддерживалась связь с диспетчерами. Самолёт лишился возможности использовать RNAV-заход (то есть выбрать траекторию), экипажу предложили наземные радиомаяки (NDB).
Фаза 2: потеря управления в воздухе
В 05:13 на высоте 3500 футов произошёл отказ всех основных систем управления: автопилот и автотяга отключились, триммер стабилизатора и руль высоты вышли из строя, разгерметизация кабины, также фиксируются два звуковых удара.
05:14:58 — командир связался с кабинным экипажем для уточнения ситуации:
«Алло, что случилось?»
Бортпроводник доложил:
«Взорвалось два сидения, я… ммм… я не могу подойти, потому что пассажиры встали, я их рассаживаю».
Затем командир докладывает диспетчерской службе Грозного, что «самолёт столкнулся с птицами», и запрашивает посадку на ближайший аэродром. В итоге выбрали путь на Минеральные воды.
В 05:18:58 на борту сработала сигнализация. Экипаж подключают к диспетчерам Ростова, которые перенаправляют судно в Махачкалу.
«Рекомендация, юго-восточнее от вас в 160 км Махачкала располагается, технически годен, готовы принять. Ваше решение?»
обращается к пилотам диспетчерская служба.
Экипаж сначала принимает решение возвращаться в Баку, а затем выбирает маршрут в Актау.
«Топлива на борту три восемьсот тридцать, двигатели работают, отказала система управления элеронами и рулем высоты. Я вас прошу, пока некогда. Актау, как погода? Пожарные, эвакуационные, э, врача. 62 пассажира, опасных грузов нет. Так, у нас ситуация такая, кислород заканчивается в кабине пассажирской, значит, там взорвался кислородный, по-моему, баллон, ааа, значит, запах топлива идёт, пассажиры теряют сознание, разрешите мы пойдём на меньшей высоте»,
удостоверившись, что актауский аэродром готов принимать, судно направляется туда.
В 06:02:47 диспетчерский пункт «Ростов Контроль» передал информацию «Актау Вышка» о том, что «рейс Баку — Грозный столкнулся с птицей и направляется в аэропорт Актау для вынужденной посадки».
Фаза 3: столкновение с землёй
Экипаж: Mayday, mayday, mayday, Азербайджан во, восемь десять два сорок три, Актау вышка, добрый день, рули управления отказали, управляем секторами газа, запрашиваем аварийную посадку на полосу одиннадцать.
Актау Вышка: добрый день, опознаны, информацию приняли, управляете только рулями управления, код бедствия 7700, продолжайте снижение 1800 футов, QNH 1025 и сообщите, вам как будет удобнее зайти, визуально, скорее всего, да?
Экипаж: снижаемся на высоту тысячу восемьсот футов, будем заходить визуально, азербайджанский восемь десять два сорок три, управляем секторами газа.
Актау Вышка: азербайджанский восемьдесят два сорок три, векторение обеспечить для захода?
Экипаж: да, отвекторите, пожалуйста, Азербайджан восемьдесят два сорок три.
В 06:19:13 на борту сработала сигнализация TERRAIN TERRAIN PULL UP, предупреждающая об опасном сближении с землёй. Экипаж начал выпуск закрылков в положение один (FLAPS 1), чтобы снизить скорость и подготовиться к посадке. В 06:22:24 начат выпуск шасси для обеспечения готовности к посадке.
В 06:27:58 самолёт столкнулся с землёй. Несмотря на полный отказ управления, пилоты до последнего момента пытались спасти лайнер. Они снизили скорость, выпустили шасси и закрылки, стараясь сохранить хоть какой-то контроль над ситуацией.
Повреждение судна — что это могло быть?
Комиссия пока продолжает детальное обследование повреждений лайнера — фюзеляжа и хвостовой части. Вот что об этом сказано в отчёте:
«Первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму».
Возможно, это следствие попадания посторонних предметов (например, частей конструкции или обломков). Пока что продолжается экспертиза.
«Сквозные повреждения ВС указывают на проникновения внешних объектов в конструкцию ВС. Комиссия по расследованию в присутствии уполномоченных представителей Федеративной Республики Бразилия, Азербайджанской Республики и правоохранительных органов Республики Казахстан провела действия по извлечению посторонних объектов, которые могли сохраниться в глухих повреждениях, для направления их на дополнительную судебную экспертизу. В результате из глухих повреждений было извлечено большое количество посторонних объектов».
План «Ковёр»
Уже в конце предварительного расследования детально описывается момент, когда в районе Грозного ввели план «Ковёр» (протокол авиационной безопасности, который вводится в случае чрезвычайной ситуации в воздушном пространстве или на территории аэропорта). Это подтверждают переговоры между различными диспетчерскими пунктами (ДВЗ Ростов, Владикавказ, Нальчик, Махачкала и Грозный). Диспетчеры несколько раз уточняли ситуацию и передавали информацию по цепочке.
Перенаправление самолёта из Грозного в Махачкалу, вероятно, было связано как с метеоусловиями, так и с возможными техническими проблемами после столкновения.
Хотя официальных данных о диверсии пока нет, странный характер повреждений не исключает воздействия внешней силы. Пока что это предварительный отчёт. В составе комиссии — эксперты из Казахстана, Азербайджана, России и Бразилии (разработчик самолета Embraer). Международная авиационная организация ICAO также назначила наблюдателей.
«Этот предварительный отчёт выпущен до завершения расследования авиационного происшествия в соответствии с международными стандартами ИКАО и правилами Казахстана. Он содержит фактическую информацию, собранную на данный момент. Сведения могут быть уточнены и дополнены по мере поступления новых материалов».
В целом экспертная комиссия рекомендует авиационным властям и эксплуатантам ВС провести оценку рисков по выполнению полётов в регионы, где регистрируются потери сигнала системы глобального позиционирования (GPS).