Обсуждение нового Налогового кодекса РК стало едва ли не главным «сериалом» этой весны. Документ, несмотря на критику со стороны некоторых депутатов, прошёл оба чтения в мажилисе и 8 мая поступил в сенат. Вчера его презентовали депутатам высшей палаты парламента Казахстана. А за несколько часов до этого новый Налоговый кодекс обсудили те, кто про него публично ещё не говорил, — представители сферы прямых продаж. О том, что им не нравится в новом варианте кодекса, рассказывает наш сайт.
Обсуждали Налоговый кодекс представители сферы прямых продаж на круглом столе в алматинском офисе НПП «Атамекен». То, что поговорить о нём они собрались уже почти на финальной стадии, с одной стороны не удивительно — компании из сферы прямых продаж далеко не самые главные налогоплательщики в Казахстане. Согласно цифрам, которые привёл президент Ассоциации прямых продаж Казахстана и гендиректор «Мэри Кэй (Казахстан)» Константин Кулинич, за прошлый год выручка в прямых продажах превысила 215 миллиардов тенге, а поступления в бюджет в виде налогов и прочих выплат — 40 миллиардов. Для сравнения: по данным Forbes, главный налогоплательщик страны KAZ Minerals в 2024 году заплатил 466 миллиардов налогов.
«Конечно, мы не нефтянка, не горнорудный сектор. Но у нас товары массового спроса, которые характеризуются невысокой ценой, зато высокой потребностью», — говорит Кулинич.
Но это если говорить о деньгах. А если говорить о людях, то разговор на финальной стадии обсуждения Налогового кодекса уже кажется удивительным. Потому что, как рассказал всё тот же Константин Кулинич, в прямые продажи вовлечён практически каждый десятый житель Казахстана:
«В нашу ассоциацию входят 10 крупнейших компаний, работающих в сфере прямых продаж. И с ними на 2025 год заключено более двух миллионов активных дистрибьюторских договоров. 85 % дистрибьютеров — это женщины. И девять процентов подходят к этому именно как к возможности развивать свой бизнес».
Всем этим двум миллионам продажников нужно будет работать по правилам нового Налогового кодекса, в каком был виде его ни приняли. Но к тому варианту, который сейчас лежит в сенате, у них есть вопросы. Один из главных касается налогообложения участников сферы прямых продаж. Потому что пока не ясно, останутся ли они в числе тех, кто имеет право на упрощённую систему налогообложения. Список ОКЭД, которые под упрощёнку не подпадут, пока окончательно не сформирован — над ним работать будут позже, уже после принятия нового Налогового кодекса. Хотя участвовавший в круглом столе мажилисмен Айтуар Кошмамбетов высказал уверенность, что «прямопродажники» всё-таки будут относиться именно к упрощённой схеме налогообложения.
Про упрощение говорили не только касательно налоговой ставки, но имея в виду новый НК вообще. Фразу «от налогового кодекса ждали упрощения» произнесли и Константин Кулинич, и Айтуар Кошмамбетов. А президент АППК ещё и уточнил:
«Сложные формулы, системы, правила, нормативы, регламенты могут быть отличными и классными на бумаге, но в жизни они будут не только восприниматься, но и работать не так, как это написано. Как говорят: гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Поэтому значительная часть граждан нашей страны ожидает простоты».
Вторила ему и региональный вице-президент Herbalife на евразийских рынках Нина Канделаки:
«Когда люди выбирают прямые продажи как свою работу, то они ожидают не только эффективного канала для реализации своего товара, но и возможность построить свой бизнес. Бизнес всегда связан с налогообложением. И чем оно проще и комфортнее, тем больше людей в эту тему придут и в ней надолго останутся».
Опасения по поводу сложности у продажников возникают ещё и потому, что чем сложнее формулировки в документе, тем легче их трактовать по-разному.
«У нас был такой кейс: вознаграждения, которые выплачиваются нашим дистрибьюторам налоговыми органами, воспринимаются как роялти и облагаются налогом. И мы не можем доказать, что это не роялти, а вознаграждение за оказанные услуги. А это серьёзные суммы. Сейчас компания берёт их на себя, но наше руководство смотрит на это с волнением», — рассказала Нина Канделаки.
В другом случае, который привела гендиректор Forever Living Products Kazakhstan Жанна Алимбаева, в качестве роялти фискальные органы расценили выплаты по договору управления с американской компанией. По её словам, налоговики зацепились за слово «конфиденциально», из чего сделали вывод, что это выплаты за некое ноу-хау.
Поэтому представители прямых продаж и настаивают на том, чтобы формулировки в новом кодексе были максимально понятными, чтобы не избежать неоднозначных трактовок.
Впрочем, судя по словам директора департамента налоговой и таможенной политики Минэкономики Ерлана Сагнаева, разработчики нового Налогового кодекса документом довольны. В том числе и тем, что касается его простоты:
«Как бы этот кодекс ни хаяли, на наш взгляд как разработчиков, он всё-таки стал намного лучше, намного проще. Простые вещи для простых граждан и для простых предпринимателей. А когда речь идёт об исполнении сложных налогов и налоговых обязательств, они простыми не могут быть».
Вообще, по словам Ерлана Сагнаева, разработчики кодекса не ставили своей целью задушить бизнес. А прямые продажи всё-таки должны относиться к упрощённой системе налогообложения с пониженными ставками. Но это именно личное мнение, хоть и высокопоставленного чиновника.