Вторник, 4 ноября, 2025
More
    ДомойЦентральная АзияЭтнически-языковой эгоизм? О ситуации вокруг новой школы в Алматы

    Этнически-языковой эгоизм? О ситуации вокруг новой школы в Алматы

    Опубликовано

    Этнически-языковой эгоизм? О ситуации вокруг новой школы в Алматы

    Вчера в Алматы прошла церемония открытия средней школы №224. Той самой, которая оказалась в эпицентре противостояния на языковой почве, – эта тема в последние дни стала одной из главных в казахскоязычном сегменте соцсетей, наряду с откровениями бывшей жены популярного юмориста Турсынбека Кабатова. Ранее Spik.kz посвятил ей публикации «Казахские «патриоты» снова выступают против смешанных школ» и «Язык раздора: страсти вокруг новой школы в Алматы накаляются…».

    Эта история вызвала интерес нашего издания тем, что она спровоцировала в медийном пространстве рефлексии, которые обращены не только и даже не столько к конкретному образовательному учреждению, сколько к системе школьного обучения в целом и, прежде всего, к ее языковой основе. То есть к одному из самых чувствительных для казахстанского общества вопросов. В этом смысле ситуация вокруг школы №224 становится как бы лакмусовой бумагой.

    …За три дня до ее открытия, в минувшую пятницу, состоялась очередная встреча представителей акимата Алматы с родителями и с примкнувшими к ним общественными активистами, которые снова предъявили ультиматум: в сш №224 должны быть только казахские классы – и никаких русских! Начальник городского управления образования Сайран Сафиденов сообщил им, что во второй четверти в новой школе будут заниматься лишь те дети, чьи папы и мамы выбрали для их обучения государственный язык. Но это, так сказать, промежуточный, временный вариант. В дальнейшем же решения будут приниматься в зависимости от потребностей жителей близлежащего микрорайона, который продолжает активно застраиваться.

    От желающих дать детей в сш №224 поступило чуть больше тысячи заявлений. В том числе 779 – в казахские классы. Из них удовлетворены 633, поданные теми, кто проживает на этом микроучастке, а значит, имеет приоритетное право на зачисление. Эти учащиеся и приняли участие во вчерашней праздничной линейке, посвященной открытию учебного заведения, а затем сели за парты. По словам директора школы Райзы Ахметовой, ими укомплектованы 45 классов. Русских же классов пока нет, хотя заявлений в них принято 223. Причина – нерешенность кадрового вопроса.

    Здесь есть смысл привести официальную статистику. В прошлом учебном году в государственных общеобразовательных учреждениях, подведомственных акимату Алматы, работали 7,4 тысячи русскоязычных и 10,6 тысячи казахскоязычных учителей-предметников. Соотношение составило 1 к 1.43, или почти один к полтора. Тогда как разница в количестве учащихся русских и казахских классов была, можно сказать, минимальной – 147,6 и 157,7 тысячи (соотношение 1 к 1,07). Иными словами, найти русскоязычных педагогов гораздо сложнее. Тем более в период, когда учебный год уже идет: в такое время перейти из одной школы в другую непросто.

    Открытие только казахских классов вызвало у многих сторонников моноязычного образования эйфорию. Один очень показательный пример. После завершения праздничной церемонии довольно популярный блогер (около четырехсот тысяч подписчиков только в «Инстаграме»), беря короткое интервью у директора школы, настойчиво просил ее сказать, что учебное заведение будет чисто казахским. Та отказалась, а когда собеседник стал буквально наседать, ответила: «Вопрос о том, какой будет школа, казахской или смешанной, находится не в моей компетенции». То есть дала понять, что вопрос остается открытым. Но в видеоролик, размещенный в соцсетях и собравший менее чем за сутки свыше двадцати тысяч лайков, этот фрагмент не попал – зато блогер включил в него много такого, что должно было свидетельствовать об окончательной победе. Ну и, разумеется, о его личном вкладе в «борьбу за правое дело».

    Словом, ясности пока нет, и можно констатировать только следующее. В этой школе, которая наряду с сш №221, открытой в Наурызбайском районе Алматы, является самой большой и вместительной среди тех, что построены в рамках национального проекта «Келешек мектептерi» (в каждой из них одновременно могут заниматься 2500 учащихся), пока будет задействована лишь четверть, а если исходить из возможности двухсменного обучения, – 1/8 имеющегося пространства. Понятно, что в дальнейшем она должна заполняться. Но как?

    Этот вопрос городское управление образования намерено решать с учетом изменений в численности жителей данного микроучастка и их образовательно-языковых запросов. Как уже говорилось, возведение жилых комплексов в районе дислокации сш №224 продолжается, и, согласно данным, которые привел во время пятничной встречи Сафиденов, в обозримой перспективе ожидается ввод примерно 4,5 тысячи квартир. По его словам, умножение этой цифры в полтора раза даст примерное количество детей школьного возраста. И всех их надо обеспечить ученическими местами. В том числе и тех, чьи родители уже выбрали (напомним про более чем две сотни поступивших заявлений) или выберут (имеются в виду будущие новоселы) русский язык обучения.

    Чиновник попытался объяснить собравшимся, что эти родители, представляющие самые разные этносы, в том числе государствообразующий, – такие же полноправные граждане страны, поэтому госорганы обязаны брать во внимание их интересы и потребности. Также он затронул вопрос, касающийся поднятой в последние дни волны слухов, будто бы среди тех, чьи заявления были приняты, есть много релокантов из России, которые с этой целью временно прописались в домах, расположенных близ сш №224. Как отметил начальник управления образования, такое невозможно, поскольку механизм зачисления в школы детей граждан других государств, будь то РФ, Кыргызстан или Узбекистан, совершенно другой – их не прикрепляют к каким-то районам, а отправляют в те учебные заведения города, где есть свободные места.

    Читать также:
    Почему антисоветчики Центральной Азии ненавидят свои народы?

    Однако пришедшие на встречу родители и активисты, которых в общей сложности собралось около тридцати, продолжали настаивать на своем: новая школа должна быть чисто казахской – и точка! Хотя знакомство с ее характеристиками позволяет сделать вывод: она настолько большая и имеет такое количество учебных корпусов (10!), что при желании можно организовать автономные образовательные и воспитательные процессы отдельно для казахских и отдельно для русских классов. Это если поставить задачу минимизировать контакты между ними, а также в целом между казахскоязычной и русскоязычной средой – те самые контакты, которые определенная часть нашего общества считает вредными и мешающими укреплению позиций государственного языка.

    Главная претензия к учебным заведениям смешанного типа сводится к тому, что там на школьных линейках, других внеурочных мероприятиях звучит в основном русская речь, не празднуют или не так празднуют Наурыз, не слышно кюев, казахских песен и т.п. Но если проблема заключается именно в этом, то она вполне решаема: достаточно издать распоряжение, обязывающее директоров школ (которые в подавляющем большинстве своем являются представителями титульного этноса) при организации такой работы отдавать приоритет государственному языку и традициям государствообразующего этноса. Вряд ли родители учеников русских классов станут возражать. Напротив, они воспримут это как дополнительную возможность для детей лучше освоить казахскую речь.

    Строительства другой школы в данном районе в обозримом будущем ждать не стоит. Даже этой могло не быть – на ее месте изначально собирались возвести очередной ЖК, и лишь благодаря настойчивости местных жителей, поддержанной затем городскими властями, появилась сш №224. А потому эгоизм части родителей и тем более попытки отдельных активистов и так называемых лидеров общественного мнения, воспользовавшись ситуацией, возбудить национальные чувства под лозунгами «все новые школы должны быть только казахскими», «если кто-то хочет дать своим детям образование на русском, пусть уезжают в Россию», выглядят неуместными и даже угрожающими межэтническому миру в стране.

    После пятничной встречи в акимате ее участники, так и не добившиеся удовлетворения ультимативного требования закрепить за сш №224 статус образовательного учреждения с единственным языком обучения, не скрывали своего разочарования и в то же время решимости продолжить борьбу. Некоторые из них заявили о готовности организовать митинг, чтобы публично выразить недовольство позицией городских властей. Кто-то пригрозил подать в суд то ли на акимат Алматы, то ли на управление образования.

    Что касается потенциального судебного разбирательства, то оно может быть полезным. Ведь сегодня мы видим и слышим в основном эмоции, а в случае подачи искового заявления и его рассмотрения в суде (если, конечно, ему дадут ход) речь пойдет о правовой оценке сложившейся ситуации, о том, насколько обоснованными с точки зрения казахстанского законодательства являются претензии тех, кто настаивает на моноязычном образовании в конкретно взятой школе. Такая правовая оценка важна во избежание аналогичных инцидентов в будущем – не только в Алматы, но и в других городах страны. Во всяком случае, в тех из них, где, как и в южной столице, сохраняется высокий спрос на обучение в русских классах. Причем, если верить официальной статистике, этот спрос в немалой степени формируют представители государствообразующего этноса.

    Ну и Министерству просвещения пора бы наконец-то подать свой голос: кому как не центральному уполномоченному госоргану в сфере школьного образования внести ясность в вопрос, вокруг которого разгорелись такие страсти, способные привести к нежелательным последствиям?

    P.S.

    Кстати, люди, недовольные беззубой, как они считают, позицией городских властей, постоянно апеллируют к некоему уставу, согласно которому сш №224, мол, изначально замышлялась как казахская. И это для них является одним из ключевых аргументов. В действительности же здесь нет никакой ясности. Самого учебного заведения тогда еще не было, соответственно у него не могло быть устава. Вероятно, имеется в виду устав строительного объекта, но кто его составлял, каким было его содержание, сегодня сказать сложно. Во всяком случае, никто такой документ пока не предъявил. И даже если он существует, вряд ли его можно считать юридически обязывающим.

    Новое на сайте

    США запретили Аргентине сотрудничать с КНР в космосе

    Правительство Аргентины приняло решение прекратить сотрудничество с Китаем в области космических исследований. Речь идет...

    От долга до дохода: как AMANAT выстраивает систему поддержки граждан

    Партия AMANAT запустила комплексную систему поддержки граждан для решения повседневных социальных, экономических, трудовых и...

    Больше подобного

    США запретили Аргентине сотрудничать с КНР в космосе

    Правительство Аргентины приняло решение прекратить сотрудничество с Китаем в области космических исследований. Речь идет...