Содержание

В казахстанском кино очередной междоусобный скандал, только теперь ещё и вышедший на международный уровень. Американская киноакадемия сняла оскаровской с гонки картину «Кадет» Адильхана Ержанова, выдвинутую нашим комитетом в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Причина не в самом кино, а в найденном конфликте интересов, поводом же стало письмо, направленное Лигой кинематографистов Казахстана в Голливуд. наш сайт получила комментарии всех сторон конфликта.
Как выбирали кандидата на «Оскар»
«Кадет», впечатливший в прошлом году знаменитого режиссёра Альфонсо Куарона и успешно прокатившийся по многим фестивалям, был утверждён национальным комитетом для участия в премии «Оскар». В этот комитет входят семь известных кинематографистов: Еркинбек Птыралиев, Асия Байгожина, Серик Абишев, Ержан Жумабеков, Асхат Кучинчиреков, Шарипа Уразбаева и Серик Апрымов. По словам Абишева, четверо проголосовали за фильм «Кадет», один против и двое воздержались.
«Фильм победил честно, большинством голосов», отметил Абишев.
Продюсером «Кадета» выступил Ерлан Бухарбаев. Он показал протокол голосования. В документе видно, кто и как голосовал.

Почему вспыхнул скандал
Несогласие с выбором оскаровского комитета выразил председатель Лиги кинематографистов Айдар Баталов. Он заявил, что о работе комитета не было достаточно публичной информации: «Почему мы не знали, что идёт отбор? Где было объявление о приёме заявок?»
В том числе об этой скрытности Баталов написал в письме Американской киноакадемии.
«Мы действовали по правилам»
В оскаровском комитете говорят, что процедура отбора полностью соответствовала регламенту премии.
«Мы опубликовали объявление в соцсетях, на странице Союза кинематографистов Казахстана в Facebook. Этого достаточно по правилам Академии. Лига кинематографистов, кстати, сделала репост этого объявления, так же, как и её члены. В течение месяца подали заявки всего восемь кинокартин. Одной из них был «Кадет», пояснил Серик Абишев.
Айдар Баталов утверждает, что о публикации не знал и информация должна доводиться шире:
«Оскаровский комитет мог бы элементарно пресс-релизы опубликовать о том, что идёт отбор. И вместо восьми было бы 80 фильмов. Это было бы честно. А получилось, что они для своих опубликовали. Возможно, Лига в соцсетях сделала репост. Но кто этот репост делал, я не знаю. Нам никто не сообщил. Кинематографисты на съёмках и не следят за соцсетями, новости можно легко пропустить. Тем более, у нас мало подписчиков».
При этом казахстанский оскаровский комитет давно осуждают за скрытность. Официального сайта и даже собственных соцсетей у него нет. С прессой комитет тоже не делится информацией. Поэтому с каждым годом недовольство нарастает.
Главное обвинение — конфликт интересов
Основная же тема письма в Академию — конфликт интересов. Дело в том, что председатель комитета Еркинбек Птыралиев был оператором-постановщиком «Кадета». Он воздержался при голосовании, но Лига засомневалась, что так вообще можно было сделать.
«Он сам мог не голосовать. Но другие могли поддержать фильм из-за дружеских чувств. Это человеческий фактор», говорит Айдар Баталов.
Он считает, что из комитета должны выходить все, кто имеет отношение к выдвинутым фильмам, а вместо них голосовать надо тем, кто не производит фильмы, но хорошо разбирается в кино. Например, кинокритикам.
В итоге, письмо Лиги стало спусковым крючком. 20 октября Академия сообщила, что «Кадет» исключён из числа соискателей «Оскара», а Казахстан не сможет заявить новый фильм для участия из-за вышедших сроков подачи.

Монополисты или нет?
Продюсер «Кадета» Ерлан Бухарбаев имеет прямое отношение к самой крупной кинотеатральной компании в Центральной Азии Kinopark, к которой у Лиги уже неоднократно были претензии:
«Эта корпорация — монополист на рынке широкоэкранного кинопроката Казахстана. Члены отборочной комиссии так или иначе зависят от Ерлана Бухарбаева в вопросах проката их собственных будущих фильмов. Это создает давление, которое делает честное и независимое голосование практически невозможным».
Бухарбаев категорически отвергает эти обвинения:
«Во-первых, наша кинокомпания не выдвигала свой фильм, это сделал сам комитет. И для нас победа стала неожиданностью, и конечно, радостью. Во-вторых, Лига отправила письмо напрямую в Киноакадемию США, даже не пытаясь обратиться к нам или в Минкульт. А я запрашивал информацию, и в Минкульте не видели никакого письма от Лиги. В-третьих, члена оскаровского комитета Серика Абишева обвиняют в том, что он лоббирует своего друга — создателя фильма. Но Серик не имеет никакого отношения к Tiger Films и фильму „Кадет“. Как можно его обвинять? Что касается «Кинопарка», то начнем с того, что это не монополия. Если у какого-то лица есть претензии к другому, то это нужно выяснять цивилизованно в судебном порядке. Мы можем показать документально, что не являемся монопольной компанией. Хотелось бы, чтобы говоруны в лице Айдара Баталова не на словах заявляли, а доказали официально и законно. А мы готовы доказать обратное, приложив документы»
***
Казахстан вновь провалился на «Оскаре», только теперь закопав себя руками собственных кинематографистов. Одни, как следует из письма, присланного из США, нарушили правила Академии, другие решили «любезно» сообщить об этом несоответствии в Америку. И теперь под вопросом не только доверие к Казахстану на престижнейшей международной премии, но и доверие внутри самого казахстанского киносообщества.