Ключевые вопросы биологической безопасности Кыргызстана осудили в Бишкеке. В рамках круглого стола: «Приоритетные задачи Кыргызстана в обеспечении региональной биобезопасности», организованного Центром экспертных инициатив «Ой Ордо», речь шла, в том числе о принятии соответствующего закона. На данный момент документ, разработанный в августе прошлого года инициативной депутатской группой, уже прошел общественные обсуждения, согласования с Кабмином и парламентскими комитетами, а также первое чтение в Жогорку Кенеше КР.
Как рассказал заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Нурболот Усенбаев, в законопроекте определены основные задачи и принципы обеспечения биобезопасности, определены и четко представлены виды биологических угроз, а также меры по международному правовому регулированию. В зависимости от степени потенциальной опасности для здоровья человека и окружающей среды установлены группы опасности потенциальных биоагентов и запрещающие меры по обеспечению биологической безопасности. Этот закон восполняет правовой пробел по обеспечению биобезопасности, т.к. на данный момент в Кыргызстане нет такого закона.
— У нас есть около 200 биолабораторий, как медицинских, так и ветеринарных, которые работают с микроорганизмами, и сейчас мы будем упорядочивать их деятельность. Создавать условия по надлежащему хранению государственных коллекций возбудителей, — пояснил спикер.
Он также напомнил, что в октябре прошлого года на высшем уровне между Кыргызстаном и Россией был подписан Меморандум по обеспечению биобезопасности — большой документ с намерениями о сотрудничестве в этом направлении.
— Не так давно к нам приезжала большая экспертная группа по вопросам биобезопасности из России. Был представитель департамента нераспространения МИД РФ Константин Воронков — специалист по конвенциям. Он остановился на вопросах реализации КБТО. Представитель Минобороны озвучил точку зрения по биолабораториям. Россельхознадзор был, представители Министерства здравоохранения и других ведомств. Со своей стороны мы тоже собрали экспертную группу, в которую вошли представители всех заинтересованных министерств и ведомств, и 25 июня провели совместное заседание. Российской стороной был предоставлен перечень направлений, в которых мы в дальнейшем могли бы сотрудничать. Документ содержит 10 пунктов, мы их раздали государственным органам на рассмотрение. Осенью ожидается второй этап этих переговоров, и после мы начнем разрабатывать план мероприятий по реализации этих основных направлений, — поделился информацией замдиректора РЦКООИ МЗ КР.
Он также рассказал, что в рамках Меморандума кыргызской стороной было внесено предложение о строительстве в Кыргызстане биолаборатории с высоким уровнем безопасности.
— Нам это нужно, чтобы мы могли работать с возбудителями особо опасных инфекций в безопасных условиях. Сейчас мы имеем второй уровень защиты, а нам нужен третий, чтобы мы могли решать определенные задачи. На данный момент между правительствами Кыргызстана и России подписано соглашение о создании на территории нашей республики совместного научного центра с лабораторией высокого уровня защиты. Сейчас идет проектирование данного центра. К концу года, я думаю, этот этап будет завершен. На территории комплекса мы создадим совместный научный центр исследования инфекционных заболеваний. Для чего это нужно? Чтобы мы могли обнаруживать экзотические штаммы и нетипичные для нашей территории формы тех или иных заболеваний, т.е. чтобы мы могли их расшифровать. Лаборатория будет предназначена, в первую очередь, для того, чтобы паспортизовать свои возбудители, т.е. дать им генную и молекулярную расшифровку. Если появятся какие-то новые возбудители, мы сможем понять, наши они или занесенные. Есть инфекции, к которым наше население уже имеет коллективный иммунитет. Например, бруцеллез. Он встречается на нашей территории, но если мы встретим реактогенную форму, то сможем ее расшифровать и искать причину ее появления, — пояснил спикер.
При этом он выразил уверенность, что Центр будет иметь хорошую поддержку со стороны России, т.е. не будет перебоев с тест-системами и расходными материалами, и НЦИИЗ сможет выполнять все поставленные перед ним задачи.
— Я думаю, что специальным распоряжением российского правительства будут выделяться средств на обеспечение деятельности данного Центра, что позволит нам подтянуть молодежь, кадры подготовить и т.д. Мы возлагаем большие надежды на этот Центр, — отметил чиновник.
По его словам, это авангард, который предупреждает биологическую угроз, а российская сторона как раз и помогает обеспечить защиту от биологических угроз, в том числе, от потенциальных террористических атак с использованием биологического оружия.
— Наш Центр будет относиться к стратегическим объектам, соответственно там будут приняты меры по обеспечению не только биобезопасности, но и безопасности в целом. У нас есть антитеррористический паспорт, где четко определены все точки в согласовании с ГКНБ и МВД. Охраной объекта будет заниматься министерство внутренних дел, т.е. все режимные требования будут соблюдены, — подчеркнул Н. Усенбаев.
Руководитель секретариата Совета по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР Кулира Кубатова напомнила, что проект закона «О биологической безопасности в Кыргызской Республике» был инициирован заместителями Совета — депутатами парламента Камилой Талиевой и Динарой Ашимовой.
— Законопроект по обеспечению биологической безопасности и устанавливает правовые нормы в области обеспечения биологической безопасности в Кыргызской Республике, а также закрепляет гарантии государства по надлежащему уровню защиты населения и окружающей среды от возможных неблагоприятных последствий воздействия биологических агентов и использования продуктов биотехнологии, — отметила спикер.
В соответствии с Картахенским протоколом по биобезопасности, Кыргызская Республика взяла на себя обязательства по созданию на национальном уровне эффективной нормативно-правовой базы по обеспечению биологической безопасности, что позволит предупредить риск неблагоприятного воздействия живых измененных организмов на здоровье человека и окружающую среду, а также уделить особое внимание трансграничному перемещению. Также в 1996 году Кыргызстан присоединился к Базельской конвенции «О контроле трансграничных перевозок опасных отходов и их удалении».
С учетом положений международных правовых документов, Межпарламентская Ассамблея СНГ разработала рекомендации по гармонизации и унификации законодательства стран Содружества в сфере обеспечения биологической безопасности. Это позволит внедрить на национальном и международном уровнях согласованные и адекватные современным угрозам меры по предотвращению возможного использования биоагентов в террористических целях.
Кыргызстан является членом Организации Договора о коллективной безопасности, созданной в 2003 году, в рамках сотрудничества ОДКБ приняты ряд решений по укреплению биологического суверенитета государств-членов Организации. На Парламентской Ассамблее стран ОДКБ (2023) было заявлено, что биобезопасность в ближайшее время может стать официальным направлением сотрудничества стран-участниц ОДКБ, и будут наращиваться усилия по укреплению биологической безопасности, формированию ее правовых и организационных основ входит в число приоритетных задач ОДКБ. Вместе с тем, как отмечено в проекте закона не допускается принятие обязательств в рамках международного сотрудничества, не соответствующих национальным интересам КР, способных нанести ущерб национальной безопасности Кыргызстана или ведущих к утрате независимости республики. Биологическая безопасность страны является одним из основных требований для достижения целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, в частности.
— Советом по устойчивому развитию в условиях изменения климата при спикере ЖК КР в партнерстве с Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в сентябре прошлого года было организовано обсуждение законопроекта на круглом столе, в ходе которого участники отметили, что многие страны, которые также как и Кыргызстан взяли на себя обязательства по принятию законодательства по биологической безопасности, уже приняли соответствующие законы, Кыргызская Республика также должна ускорить процесс принятия законодательства. Ускорение процесса принятия законодательства по биологической безопасности также обусловлено событиями, связанными с пандемией, вызванной COVID-19, необходимостью управления рисками и оперативным реагированием на биологические угрозы, — подчеркнула глава секретариата Совета.
По ее словам, по итогам круглого стола, доработанный проект закона с учетом предложений и замечаний, был направлен на рассмотрение Торага Жогорку Кенеша КР. Проведена сравнительно-редакционная экспертиза текстов законопроекта на государственном и официальном языках на аутентичность и внутреннюю согласованность, по итогам правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз получено положительное заключение.
— В полученном заключении Кабмина было отмечено, что ввиду отсутствия законодательного акта, регулирующего вопросы биологической безопасности, Кабинет министров считает необходимым принятие рассматриваемого проекта закона, с учетом замечаний и предложений. Реализация законопроекта возможна в рамках бюджетов, выделяемых государственным органам и органам местного самоуправления на выполнение их функций, и дополнительного финансирования не требует. Нормы данного законопроекта напрямую не направлены на регулирование предпринимательской деятельности, в связи с чем, проведения анализа регулятивного воздействия не требуются, — добавила К. Кубатова.
В свою очередь военный эксперт Нурлан Досалиев выразил благодарность всем тем, кто работает над принятием законопроекта по биобезопасности, но отметил, что принять его нужно было еще вчера.
— Пандемия Covid-19 была в 2020 году, и этот закон должен был быть уже тогда, чтобы наши государственные структуры принимали какие-то решения. Т.е. мы явно опаздываем. Тем более если взять во внимание ту ситуацию с угрозами биологического характера, которая складывается сегодня в мире и в нашем регионе. Наверняка многие заметили, что в последнее время в публичном информационном пространстве присутствуют признания высокопоставленных менеджеров таких фармацевтических компаний как Pfizer и AstrazenecaAstrazeneca и других, которые работали над созданием вакцин, и сейчас дают шокирующие признательные показания о том, что их вакцины не просто малоэффективны, но и вредны. Буквально несколько дней назад доктор Френсис Бойл из США — один из авторов американского закона по борьбе с терроризмом и применением биологического оружия — дал письменные показания, что вакцины против Covid-19, которые разрабатывались западными фармкомпаниями, не имеют эффективности против коронавируса, более того представляют собой оружие массового поражения, — обратил внимание спикер.
По его словам, после того как в Кыргызстане долгие годы пребывала американская база «Ганси», в республике сложилась неблагоприятная ситуация в плане сохранения флоры и фауны.
— Наши животноводы отмечают, что именно в последнее десятилетие участились всевозможные заболевания малого и крупного рогатого скота. Наши ветеринары говорят о том, что приходится применять различные препараты, которые не применялись в советское время. Проблема очень обострилась. Нетипичными болезнями стали болеть даже лошади. Болеет домашняя птица. В нашей республике и в целом по региону мало научных работ, обзорных исследований на эту тему. Мало того, что домашние животные болеют, подвержена вспышкам различных заболеваний и дикая флора и фауна. У нас исчезают дикие растения и животные. На Иссык-Куле исчезли жабы, которые являются важнейшим элементом биологической цепочки. Они как барометр биологической картины. И куда они подевались?
Многие любят выехать на природу и покушать форель, но мало, кто знает, что в большинстве водоемов рыба болеет. Заводчики отмечают, что форель покрывается какой-то коростой, т.е. это нетипичное кожное заболевание. У форели очень высокий иммунитет, и надо очень постараться, чтобы она заболела. Все мы знаем, что в нашем регионе на зиму не улетают только афганские дрозды, воробьи и синицы. Все остальные пернатые прилетают к нам из Африки. И именно в Африке, согласно национальной стратегии США, находятся основные базы — биологические лаборатории Пентагона, которые находятся на миграционных путях птиц, которые прилетают, в том числе, в Кыргызстан.
Я приведу выдержки из национальной стратегии США по биобезопасности, принятой в октябре 2022г. Основная цель — разворачивание биотехнологической инфраструктуры по наблюдению и изучению потенциально опасных вирусов, которые могут нанести ущерб глобальным интересам США. Я не буду зачитывать все пункты – их много и они достаточно обширные, скажу лишь, что концептуально вся их система похожа на разворачивание глобальной системы противоракетной обороны. Какие цели преследуют США и их союзники? Я хочу, чтобы эти моменты понимало гражданское общество. Когда мы говорим о ядерной опасности, а все столицы бывших советских республик Средней Азии и Казахстана были объектом ядерной атаки со стороны американских ядерных сил, то мы понимаем, что ядерный удар фиксируется сотней различных датчиков в разных точках мира и в космосе. Но когда применяется биологическое оружие, никто об этом не знает, потому что характер и природа такого оружия практически невидимы. Его могут распространять, в том числе, террористическими методами, т.е. где-то разбили или открыли контейнер, и пошло распространение опасных вирусов и патогенов.
В этой связи биологическая программа США ЮПИ-4 как раз и работает над вопросом переноса возбудителей особо опасных заболеваний при помощи птиц. Основными заказчиками этих вещей являются Пентагон, ФБР и ЦРУ, а посредниками — всевозможные международные организации и фонды, а также различные НПО-НКО. Смотрите, как одна проблема упирается в другую — проблема продовольственной безопасности, общей безопасности и т.д. Т.е. все эти вещи между собой взаимосвязаны, и мы не можем быть свободными от них, — отметил эксперт.
Он напомнил, что специальная военная операция ВС РФ выявила, что на территории Украины было расположено более 30 американских военных биолабораторий, которые работали именно в области разработки биологического оружия в обход КБТО и всех других конвенций ООН.
— И самое главное, когда мы в прошлые годы говорили на эти темы, многие считали, что это все конспирология. Например, что касается генетической направленности биологического оружия, способного избирательно поражать те или иные народы и нации. Американцы этого добились. Многие считали это конспирологической теорией, но когда об этом открыто было заявлено руководством КНР, затем РФ, весь мир понял, что это вполне реальные факты. И все эти факты еще раз говорят о том, что мы явно запаздываем с принятием своего законодательства в сфере обеспечения биобезопасности. И опаздываем с мерами. Исходя из всех этих данных, должны приниматься соответствующие управленческие решения, — пояснил эксперт.
Он также обратил внимание, что сегодня среди населения стран Средней Азии фиксируется большое количество инфекционных заболеваний, природа возникновения которых неизвестна, это отмечается самими медиками.
— Наши народы столкнулись с волной нетипичных инфекционных заболеваний. Наш регион фактически стал объектом атак в биологической сфере. У нас есть станции слежения за биологической обстановкой, но мы работаем по определенной схеме — где-то очаг эпидемии, эпизоотии, появились какие-то признаки, начинают приниматься какие-то меры и т.д. Но эту схему реакции, к сожалению, прекрасно знают, скажем прямо, наши противники, которые разрабатывают против нас же биологическое оружие. Поэтому нужно ставить вопрос о выдвижении этих станций слежения вперед, чтобы превентивно получать сведения о применении того или иного опасного биологического средства против нас. Вопрос, кто этим должен заниматься. Эту работу делали и делают соответствующие военные подразделения — Войска радиационной, химической и биологической защиты.
Вы будете удивлены, но недавно США объявили санкции в отношении войск РХБЗ России. С одной стороны, это идиотизм — выдвигать санкции против отдельного рода войск армии другого государства. Но с другой стороны это говорит об уровне мировой опасности, т.е. они ввели санкции против той структуры, которая борется с этими вещами. Это говорит о серьезности намерений спецслужб США, которые занимаются разработкой биологического оружия. Командующий войсками РХБЗ российских вооруженных сил генерал-лейтенант Кириллов в своих периодических выступлениях рассказывает вещи, которые имеют место быть и которые очень и очень «неудобно» слышать западной общественности.
К сожалению, весь наш регион подвержен этой опасности, потому что ко всем этим вещам с позиции конспирологии относятся те, кто не знаком с законами и закономерностями противоборства сторон, которые происходят в нашем мире. Либо этот термин применяют те, кто непосредственно работает на те страны, которые разрабатывают биологическое оружие. Мы часто говорим про афганскую проблематику, но американские вооруженные силы огромный период времени присутствовали в Афганистане. И если всего за 8 лет они открыли на Украине больше 30 лабораторий, то за 15-16 лет в Афганистане, они, скорее всего открыли там не меньше таких объектов. И это поспешное бегство военных США из Афганистана тоже на чем то основано. Есть основания полагать, что на территории этой страны были сделаны биологические закладки, которые могут в определенный момент сработать.
Так вот перед какой опасностью стоит весь наш регион? Все увязано с СВО. Надо понимать, что сейчас на Украине идет битва между Востоком и Западом, и ВС РФ защищают весь наш Евразийский континент. И если результаты войны не будут отвечать интересам западного сообщества, то уже в нашем регионе будут запущены процессы глобальных изменений, против которых наши региональные государственные меры защиты и обороны ничего не смогут сделать. Есть сценарий, по которому вспышки особо опасных заболеваний в Афганистане спровоцируют бегство из страны миллионов людей, которые будут спасаться от голода, войны и страшных эпидемий. Они естественно хлынут к нам, и эти многомиллионные толпы, по западному сценарию, просто сметут все наши военные, государственные и прочие линии защиты, т.е. могут полностью разрушить государственность в наших республиках. А за спинами зараженных масс беженцев должны будут пойти уже боевики.
Мы все эти факты озвучиваем для того, чтобы люди, ответственные за принятие законов и нормативных актов, понимали складывающуюся в нашем регионе и в мире ситуацию в сфере биологических угроз. И в случае уже начальных событий мы должны принимать конкретные меры. В качестве предложения — с кем нам взаимодействовать, с кем работать в плане обеспечения нашей биобезопасности, это в первую очередь — Россия, чей уровень позволяет успешно купировать эти угрозы. Второй момент: войска РХБЗ, о которых даже в сенате США знают, оснащены современными высококачественными приборами и разведывательными устройствами, которые позволяют оперативно в максимально сжатые сроки давать информацию о применении противником тех или иных средств поражения. Было бы разумным шагом для стран нашего региона разместить дополнительные подразделения РХБЗ ОДКБ на своей территории. В первую очередь их необходимо разместить на границе — на первой линии, и наладить взаимодействие с такими структурами как наш Республиканский центр карантинных и особо опасных инфекций. Тесное взаимодействие по выстраиванию системы защиты — это и есть первый шаг по обеспечению безопасности в сфере биологических угроз, — добавил Н. Досалиев.
На тот факт, что в постсоветское время в Кыргызстане была разрушена практически до основания вся система биобезопасности, обратил внимание президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения «Альфа» КР Юрий Погиба.
— Я хотел бы напомнить, что когда мы получили независимость в начале 90-х годов, в наследство мы получили полную отлаженную систему защиты от того, что мы называем биологические угрозы. В Кыргызстане на тот момент — с 1987 по 1992 гг. стояла бригада РХБЗ, противочумный отряд, система гражданской обороны, которая была заточена под ликвидацию этих угроз, т.е. на территории нашей страны был целый комплекс. И первое, что кануло в историю, это система биохимзащиты. И кинулись, что ее не стало, только через 25 лет, когда стали видны последствия уничтожения этого комплекса. Это говорит о чем? О том, что внешние игроки сделали все, чтобы эта система перестала у нас существовать. Т.е. на своей территории, где существуют эпизоотические очаги чумы, мы уничтожили противочумный отряд — это нонсенс, — отметил эксперт.
При этом он обратил внимание, что биологическая безопасность — это не вопрос одной страны, это как минимум вопрос регионального масштаба.
— Поэтому мы в свое время и поднимали вопрос по биолаборатории в п. Гвардейский в Казахстане — кто деньги платит и кто конечный актор? Тем более мы понимаем, что биостанции, научно-исследовательские центры и лаборатории — это объекты двойного назначения. Их можно использовать как в мирных целях, так и в военных, т.е. как в целях противодействия, так и атаки. Причем биологические угрозы потенциально наиболее опасны. Поэтому хотелось бы обратить внимание и правоохранительной системы и депутатов на необходимость формирования комплексной системы биобезопасности, а также разработки эффективной законодательной базы, — добавил Ю. Погиба.
Комментируя выступления военных экспертов, заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций Н. Усенбаев обратил внимание на потенциал Российской Федерации.
— У них есть государственная программа «Санитарный щит России», на реализацию которой ежегодно выделяется около 11 млрд рублей. Есть 10 противочумных станций, где дислоцируются специализированные мобильные противоэпидемические бригады. На сегодня уже эти бригады имеют систему защиты 3 и 4 уровней. У них используются дроны и вертолеты. Мы находимся на второй линии этого санитарного щита, в связи с чем нам и оказывается это техническое содействие. Создание нашего Центра научных исследований — это тоже часть этой большой программы.
В рамках этого щита в Кыргызстане есть мобильный комплекс, собранный на базе КАМАЗа с прицепом, где есть необходимое оборудование. У нас есть четыре мобильных лаборатории экспресс диагностики, которые мы подключили при пандемии ковида. Мы их выставили там, где у нас нет лабораторий, и закрыли эту брешь. Что касается РХБЗ, мы с ними контактируем с данным подразделением Минобороны РФ и стараемся быть с ними в тесном взаимодействии. Мы ездим на совместные учения и принимаем участие и в других мероприятиях, — добавил. Н. Усенбаев.
Также во время круглого стола была сформирована инициатива обратиться к Кабинету министров КР с предложением выйти из межправительственного соглашения с канадской стороной о строительстве биолаборатории в Бишкеке, подписанного в 2006 году при президенте К. Бакиеве.
— По итогам сегодняшнего мероприятия нам нужно сформулировать резолюцию и включить в нее важный пункт о выдвижении инициативы по денонсации межправительственного соглашения с канадской стороной от 2006 г. о строительстве биолаборатории в Бишкеке. Те мы должны добиться того, чтобы этот документ был признан недействительным, как нарушающий Конституцию КР и препятствующий исполнению нашей республикой многосторонних международных обязательств. Как минимум, потому что в нем есть пункт, согласно которому в нашу страну могут завозиться различные опасные штаммы, якобы, для их исследований в мирных целях. Но мы прекрасно видим, какая сейчас ситуация в мире, и что эти патогены могут использоваться для решения совсем иных задач, например, для изготовления биологического оружия, которое будет направлено против нас самих, — подчеркнула руководитель ОО «Таза табигат» Анара Дауталиева.
Поддержала эту мысль и экс-депутат ЖК КР, учредитель ОФ «Евразийское поколение» Евгения Строкова. Она считает, что денонсацию этого документа необходимо провести еще до принятия Закона «О биобезопасности КР», если же этого не сделать, то когда закон будет принят, появится такая проблема — со стороны канадцев может возникнуть вопрос, почему вы разрешаете одним, и не разрешаете другим.
— А учитывая, что договор давно подписан, то Канада может спокойно реализовать свой проект. Маленький шаг к этому уже сделан. В прошлом году со стороны американского правительства было выделено $250 тыс. на исследование сибирской язвы на базе городской клинической больницы в Оше. Можно понять, если бы эти исследования инициировались Россией, Казахстаном или Узбекистаном — мы территориально близки друг к другу. Но мне не понятно, почему сибирская язва в Кыргызстане так интересует США, которые находится на другом континенте. Тем более есть информация, что посольство США в Бишкеке и аффилированные с американским правительством, как международные, так и местные, неправительственные структуры оказывают определенное противодействие принятию закона о биобезопасности. Эти шаги можно рассматривать, как попытки американцев вынудить власти Кыргызстана разместить на территории республики лаборатории Пентагона, в том числе путем давления и подкупа отдельных чиновников, — отметила Е. Строкова.
Как отметил эксперт по международным отношениям Байдакам Курамаев, в любом соглашении есть пункт о его денонсации по инициативе одной из сторон.
— Т.е. Кыргызстан, чтобы выйти из соглашения просто должен за 6 месяцев уведомить канадскую сторону о своем намерении. Другой вопрос, для этого нужно иметь политическую волю. Кроме того должны быть основания, а для этого должен быть либо запрос от гражданского общества, либо от экспертного сообщества. Т.е. если по итогам нашего мероприятия мы сформулируем резолюцию, то сможем направить ее на рассмотрение Кабмина, — пояснил спикер.
Замдиректора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Наталья Крек подчеркнула, что в ближайшее время ЦЭИ подготовит данное обращение, собрав под ним подписи общественных организаций республики, и направит его в адрес президента и главы Кабмина КР, поскольку межправительственные соглашения, необдуманно подписанные прежними властями, не должны представлять угрозу биологической безопасности страны.
В свою очередь заместитель директора Республиканского центра карантинных и особо опасных инфекций подчеркнул, что любую деятельность по исследованию биоагентов Кыргызстан будет проводить исключительно в рамках закона, который должен быть принят в течение нынешнего года, а также в рамках договоренностей об обеспечении биобезопасности между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией.
— В меморандуме, который мы подписали с Россией, есть пункт, согласно которому мы не можем предоставлять территорию своих лабораторий для военных объектов третьих стран. Например, один из наших специалистов, проходивших курсы повышения квалификации по линии CDC, предложил провести на нашей базе исследования некоторых видов лихорадок. Тест-системы и биологический материал предоставила бы американская сторона, а мы бы исследовали предоставленные патогены. Но мы эту тему закрыли, такие исследования мы проводить не будем. Что касается исследований сибирской язвы, то они были предложены в рамках тендера и касались испытания сибироязвенного анатоксина, но реализации данный проект не получил, — подчеркнул Н. Усенбаев.
Отвечая на вопрос, с какими еще странами в регионе в плане обеспечения биобезопасности сотрудничает Россия, и насколько эффективно такое сотрудничество, учитывая что в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, по некоторым данным, действуют биолаборатории, финансируемые западными странами, чиновник отметил, что Меморандум о совместном противодействии биологическим угрозам с российской стороной подписали и Казахстан, и Узбекистан.
— В рамках данного документа и других соглашений имеет место техническое содействие. Кроме того, в этих странах планируется построить совместные лаборатории. Но научный центр будет только в Кыргызстане. Мы сразу пошли по этому направлению. Нам нужны не просто лаборатории, но и совместные научные исследования, потому что это правильный подход, как показывает наш прошлый советский опыт, — сказал специалист.
Он также обратил внимание, что координационный совет по биобезопасности есть и при Организации договора коллективной безопасности. По его словам, это серьезный совещательный орган, в котором рассматриваются все вопросы в данной сфере: «Биобезопасность — это обширное направление ОДКБ, которое включает 19 разделов. От Кыргызстана в Совет входят 8 человек».
Подробнее о данном направлении деятельности ОДКБ рассказал сотрудник пресс-службы Центрального военного округа при 999-ой объединенной российской авиабазе «Кант», майор ВС РФ Александр Кузнецов.
— В рамках взаимодействия по линии ОДКБ у нас организовано совместное обучение специалистов радиационной, химической и биологической защиты всех стран-участниц, в том числе, Кыргызстана на базе Института РХБЗ в г. Костроме. Насколько мне известно, так же планируется подготовка специалистов-эпидемиологов в военно-медицинской академии им. Кирова в г. Санкт-Петербурге. Также могу выразить позицию ЦВО г. Екатеринбурга. Командование округа готово продолжать сотрудничество и передачу опыта между РХБЗ РФ и КР, оказание военно-технической помощи, предоставление образцов различных газоанализаторов, приборов радиационной, химической и биологической защиты, а также выделение специалистов — военных эпидемиологов для локализации вспышек каких-либо особо опасных заболеваний. Все это проводится в рамках военного и военно-технического сотрудничества между странами Организации, — рассказал А. Кузнецов.
В свою очередь директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков напомнил, что в 2020 году, когда началась пандемия коронавируса, Кыргызстан оказался совершенно не готов к подобной ситуации. При этом он подчеркнул, что ее повторение вполне вероятно.
— Для Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» тема биобезопасности и является одной из ключевых. И именно на наших мероприятиях с участием представителей госорганов, депутатов ЖК КР был поднят вопрос о необходимости разработки и принятия в оперативном порядке законопроекта по биологической безопасности. Для нашей республики последствия пандемии коронавируса, как известно, были достаточно тяжелыми. И мы должны быть готовы к возможному повторению эпидемий, причиной которых могут стать не природные факторы, а военные биологические разработки, которые проводятся в лабораториях США, расположенных во многих странах мира, — отметил эксперт.
В последние годы в ЦА имеют место вспышки многих нетипичных заболеваний людей и животных, которые многие эксперты связывают именно с деятельностью Пентагона. Например, после активизации «биосотрудничества» с США в Таджикистане зарегистрированы необъяснимые случаи массового заражения корью и другими опасными инфекциями. Согласно заявлению Минздрава РТ, резко повысились риски возникновения в стране вспышек чумы, в том числе бубонной, случаи которой официально не фиксировались на территории республики уже около 120 лет.
По словам И. Шестакова, в виду усиливающегося противостояния США с Китаем и Россией Вашингтон рассматривает страны ЦА, включая Кыргызстан, как потенциальный театр гибридных военных действий, в том числе с использованием биологических и токсинных агентов.
— Об активной подготовке такого рода операций со стороны США, по мнению ряда экспертов, может свидетельствовать принятая в феврале этого года стратегия НАТО по биотехнологиям и технологиям улучшения человека. Именно поэтому крайне важно, чтобы при принятии национального законодательства Кыргызстан четко определился, сотрудничество с какими странами будет способствовать обеспечению биологической безопасности республики. В этой связи не может не радовать уровень и интенсивность сотрудничества между Москвой и Бишкеком в данной сфере, — подчеркнул директор ЦЭИ «Ой Ордо».
Он подчеркнул, что сегодня тема американских военных биолабораторий является актуальной не только для Кыргызстана, но и для всех стран постсоветского пространства.
— Об этом на наших мероприятиях говорили эксперты из Армении, Азербайджана, России, Узбекистана и Казахстана. К слову ЦЭИ «Ой Ордо» был первым, кто организовал дискуссию по теме биолабораторий с участием представителей Минздрава РК. С кыргызской стороны участникам из соседней республики задавались вопросы, связанные с возможной деятельностью американских биологических центров на их территории. Результатом данного мероприятия стало предложение казахской стороны посетить референс лабораторию в Алматы и увидеть ее деятельность. Сейчас прорабатываются детали поездки в Казахстан делегации из Кыргызстана, в которую войдут представители госструктур нашей республики, а также эксперты нашего Центра, — добавил И. Шестаков.
На проблему сохранения биоразнообразия и генетических ресурсов, как одного из направлений биологической безопасности, обратила врач, сотрудник Национального института общественного здоровья МЗ КР, президент Ассоциации биобезопасности ЦА и Кавказа Дамира Аширалиева.
— Учитывая, насколько стремительно развиваются современные биотехнологии и интенсивно создаются синтетические продукты, серьезные опасения вызывает вопрос биологического разнообразия и генетических ресурсов. Когда мы говорим о той же продовольственной безопасности Кыргызстана, мы должны помнить о важности сохранения аборигенных видов животных и растений. Не менее серьезные опасения вызывает тот факт, что в рамках различных международных соглашений из страны вывозится генетический материал населения. К сожалению, в Кыргызстане на данный момент нет национального плана по Картахенскому протоколу и биоразнообразию. И мы надеемся, что совещание Секретариата ООН по биоразнообразию, которое пройдет в конце июля – начале августа в Таджикистане, даст нам старт для его разработки. Тем более, что в Законе о биобезопасности несколько пунктов будут посвящены этому направлению, — отметила Д. Аширалиева.
Как отметил системный аналитик, кандидат медицинских наук Бактыбек Саипбаев, на сокращение биоразнообразия среди растений и животных, как и на окружающую среду в целом, влияют, как глобальное изменение климата, так и антропогенные и техногенные факторы, в том числе непродуманные экологические действия. Например, когда в озеро Иссык-Куль запустили севанскую форель, резко сократилась популяция других рыб, населявших озеро.
Эксперт также отметил, что в контексте вопросов обеспечения биобезопасности важно обратить внимание на проблему вакцинации населения.
— В советское врем