Понедельник, 13 октября, 2025
More
    ДомойВ миреУлетел в историю: Индия завершила эксплуатацию сверхзвуковых истребителей МиГ-21

    Улетел в историю: Индия завершила эксплуатацию сверхзвуковых истребителей МиГ-21

    Опубликовано

    Улетел в историю: Индия завершила эксплуатацию сверхзвуковых истребителей МиГ-21

    26 сентября на авиабазе в индийском городе Чандигарх состоялись прощальные полеты истребителей МиГ-21, посвященные окончательному выводу этой боевой машины из эксплуатации ВВС Индии.

    Как сообщила газета The Indian Express, в ходе торжественной церемонии легендарный боевой самолет, находившийся на вооружении южноазиатской республики на протяжении последних 62 лет, поднял в воздух главный маршал авиации ВВС Индии Амар Прит Сингх. Под его руководством шесть таких истребителей выполнили последние в своей карьере виражи, провели симуляцию воздушного боя с самолетами Jaguar, раскрасили небо в цвета индийского национального флага, а после приземления торжественно прошли через водяную арку.

    Сегодня на Чандигарх базируется 23-я эскадрилья ВВС Индии «Пантеры», оснащенная истребителями МиГ-21 последней модификации — «Bison». Сохранившиеся в боеготовом состоянии около 30 таких самолетов являются последними из более чем восьми сотен «двадцать первых», верой и правдой служивших в авиаэскадрильях индийских военно-воздушных сил с 1960-х годов.

    В пятницу церемонию прощания с легендарными МиГами, которую показывали в прямом эфире ведущие СМИ Индии, посетил министр обороны Индии Раджнатх Сингх, начальник штаба обороны ВС Индии генерал Анил Чаухан, а также шесть бывших командующих ВВС страны.

    Для многих индийских военных и ветеранов прощание с МиГ-21 — момент глубоко эмоциональный, и они этого не скрывают. «Нет ничего лучше этого самолета», — в пятницу приводит индийская газета The Economic Times слова капитана Малика, одного из пилотов, пролетавших на МиГах все 24 года своей службы. А популярное индийское издание The Week посвятило целый спецвыпуск — от корки до корки — материалам о судьбе легендарных МиГов в Индии. «Любимый боевой конь», — так называет истребитель в своих репортажах телеканал NDTV.

    Эмоции индийцев понятны: советский сверхзвуковой истребитель напрямую связан со становлением ВВС южноазиатской республики, он принимал участие во всех последних региональных войнах, включая индо-пакистанские конфликты в 1965, 1971, 1999 и 2025 годах. Считается, что жертвами индийских «двадцать первых» стали в том числе и поставленные Пакистану различные американские истребители: от F-104 до F-16.

    Напомним, что советские боевые самолеты МиГ-21 начали поставляться в Индию в 1963 году. За прошедшие 60 с лишним лет ВВС страны получили около 850 таких истребителей, причем часть из них была собрана по лицензии на индийских авиазаводах предприятия HAL. Впоследствии индийские МиГи неоднократно модернизировались — на них были заменены радары, двигатели, авионика, а в состав вооружения были введены современные средства воздушного поражения.

    «Ни один другой истребитель не был связан с военно-воздушными силами Индии так долго, как МиГ-21, — целых две трети 93-летней истории ВВС страны неразрывно связаны с этим самолетом… Нет сомнений, что это будет эмоциональное прощание с легендой индийского неба», — сказал газете The Economic Times индийский авиаэксперт Ангад Сингх.

    Сегодня основу истребительного парка индийских военно-воздушных сил по-прежнему составляют разработанные в СССР и России боевые машины: МиГ-29 и Су-30МКИ. Одновременно между Москвой и Дели ведутся переговоры о возможных закупках и локализации производства Су-57Э — российского истребителя-невидимки пятого поколения. Поэтому не исключено, что на смену «старичкам» МиГ-21, принесшим боевую славу индийским ВВС, в Нью-Дели вновь выберут истребитель, разработанный в нашей стране.

    Кстати

    Корреспондент «РГ» попросил высокопоставленного офицера ВВС Индии, бывшего командующего индийского юго-западного воздушного командования Викрама Сингха напомнить нашим читателям об основных вехах службы МиГ-21 в Индии.

    Читать также:
    "Лучше, если он уедет во Францию". NYР узнала, что думают о Зеленском в Белом доме

    Викрам Сингх, экс-командующий юго-западного воздушного командования ВВС Индии, пилот МиГ-21:

    — Первоначальное соглашение на импорт и производство МИГ-21, его двигателей и авиационного вооружения было подписано в октябре 1962 года. Первые шесть истребителей МиГ-21 Ф-13 поступили на вооружение ВВС Индии в апреле 1963 года, когда ВВС сформировали 28-ю эскадрилью (первые сверхзвуковые истребители), а в течение года были добавлены еще шесть истребителей МиГ-21ПФ и был размещен заказ на 38 экспортных модификаций ФЛ (T-77).

    Затем индийская авиастроительная компания HAL начала производство этих самолетов по лицензии и к 1974 году изготовила еще 197 экземпляров. К началу войны с Пакистаном в 1971 году ВВС Индии получили около 130 самолетов МиГ-21ФЛ T-77.

    Когда началась война, заказ на 75 таких самолетов модели Т-77 находился в стадии производства и поставки. Также были получены еще восемь учебно-тренировочных самолетов МиГ-21У (Т-66) (HAL никогда не производила двухместные самолеты). МиГ-21 быстро были поставлены на вооружение восьми эскадрилий ВВС Индии: 1, 4, 8, 28, 29, 30, 45 и 47-й.

    МиГ-21ФЛ (T-77) оснащался более мощным двигателем Р-11-Ф2-200, радаром второго поколения Р-2Л, двумя ракетами воздух-воздух K-13 и имел возможность нести два 57-мм блока для ракет или две 500-килограммовые бомбы ФАБ- 500/M-62. Это значительно повысило его эксплуатационные возможности по сравнению с более ранней версией Ф-13.

    К началу войны с Пакистаном ВВС Индии имели около 62 МиГ-21 на Западе и 36 на Востоке, совершивших 1669 и 687 боевых вылетов соответственно. Репутация МиГ-21 значительно опережала его, поскольку ВВС Пакистана никогда не атаковали ни одну авиабазу, защищенную этим истребителем на западе Индии.

    На востоке МиГ-21 сыграли второстепенную роль, которая никогда не предназначалась для сверхзвуковых высотных перехватчиков: пилоты этих самолетов ночью совершили крутое пикирование и сбросили 500-килограммовые бомбы на два аэродрома Дакки (столица Бангладеш), заманив ВВС Пакистана в ловушку на разрушенном аэродроме и фактически положив конец войне в течение трех дней.

    Именно ВВС Индии восстановили боевой имидж МиГ-21, который серьезно подпортили плохо обученные и оснащенные военно-воздушные силы арабских стран. Именно индийские МиГи сбили два американских истребителя F-104 — главного соперника МиГ-21.

    В начале 70-х годов были введены в эксплуатацию модернизированные МиГ-21М, а затем и MФ. Их общее количество составило около 198 экземпляров, и они имели повышенные возможности ударов по наземным целям. Окончательный вариант МиГ-21Бис был принят на вооружение в 1977 году, когда из СССР было поставлено 70 самолетов, и еще 220 таких самолетов были произведены индийской компанией HAL.

    На пике своей службы МиГ-21 летали в составе почти 21-й эскадрильи ВВС Индии, налетав около 1,5 миллиона часов, или 825 летных лет. Поскольку в 1970-е годы МиГ-21 составляли почти 70% парка южноазиатской республики, на этом типе истребителя в общей сложности летало около 3000 индийских пилотов. Один из пилотов — командир С Таяги — даже установил своего рода мировой рекорд, совершив 6316 вылетов и налетав 4003 часа на Миг-21.

    С тех пор последние 123 Миг-21Бис из 874 (всех типов), поставленных на вооружение, были модернизированы HAL до стандарта «Bison», что позволило Миг-21 получить самые современные возможности воздушного боя. Таким образом, МиГ-21 стал отражением «золотой» главы истории ВВС Индии.

    Новое на сайте

    Больше подобного

    «Никуда не деться без создания палестинского государства». Сергей Лавров ответил на вопросы СМИ арабских стран

    Россия выступает за долгосрочное урегулирование палестино-израильского конфликта, которое возможно только при условии создания палестинского...