
В Восточном Казахстане более 200 учителей внезапно лишились своих категорий и части зарплаты — не из-за ошибок, не из-за слабой подготовки, а из-за нового бюрократического требования, которое физически невозможно выполнить в отведённые сроки. наш сайт пообщалась с учителями и попыталась выяснить, в чём дело.
Педагоги оказались перед фактом: десятилетия опыта и заслуг обесценены одним пунктом приказа, о котором их даже не предупредили вовремя. Теперь учителя требуют объяснений и ответа, почему старая аттестация признала их профессионалами, а новая — фактически превратила в «недопедагогов».


В марте этого года ввели обязательное внедрение авторских образовательных программ на областном уровне, то есть программа не только должна быть написана и апробирована, но внедрена как минимум в трёх населённых пунктах области. А сделать это за срок с марта по май — нереально. Тем более что портфолио на подтверждение квалификации педагоги начали сдавать уже в марте этого года.
Назым Калиакперова, учитель начальных классов, говорит:
«Все мы проходили аттестацию пять лет назад и получили категорию «педагог-исследователь». А теперь не прошли, и всё из-за изменений критериев. Всё надо начинать заново. Это такой труд…».

Лариса Карпачёва — педагог с 38 летним стажем — тоже преподаёт в начальных классах и возмущена ситуацией:
«Пережила, конечно, этот день очень эмоционально. Отработав 38 лет в одной школе, я взрастила очень много поколений. Очень много у меня есть грамот детей, благодарностей от родителей. И вот я теперь стою и думаю: а чему же их дальше учить, если я уже не учитель-исследователь? Как же мне дальше работать? Если администрация, департамент образования, вообще управление образования так поступили с нами. Почему, проработав столько лет, я вдруг стала „хуже работать“? На каком основании меня не поставили в известность? Пять лет назад вместе с приказом было постановление, и там чётко были написаны фамилия, имя, отчество учителя, школа и почему он допустил ту или иную ошибку. Почему этому учителю дали „исследователя“, а этому нет? То есть все учителя были ознакомлены с этим приказом, приложением, и ни у кого не было вопросов. Чем же мы, такие „недоучителя“, стали?»
В шоке от происходящего и учитель русского языка и литературы Уазипа Борамбаева:
«Мы, учителя, собрались в Orleu, потому что областной департамент образования сказал, что здесь мы получим ответ на вопрос, почему более 200 учителей области не получили категории. Я подавала на подтверждение учителя-исследователя. Я уже третью аттестацию прохожу — и каждый раз, когда идёт аттестация, у нас администрация школы по спискам, по критериям собирает документы. Я, естественно, по критериям положенным, каждый пункт отмечая, сдала своё портфолио. Нам оплачивали по бывшей категории, как исследователям. Теперь у нас эти деньги забирают. Во-первых, почему так долго тянули вопрос? Во-вторых, я как учитель хотела бы знать, за что мне снизили категорию? Где ошибки у меня? Но я человек пожилой, уже на пенсии. А как быть молодым? Над чем им работать? Какие ошибки исправить? То есть на следующую аттестацию через три года. Ни один учитель не получил ответа. Я это говорю от имени всех учителей, которые тут стоят. Ну и третий вопрос, который волнует всех учителей: почему критерии постоянно меняются? Очень часто наработки учителя оцениваются за пять лет. А критерии не то что за пять лет, за год несколько раз меняются. Как должен тогда учитель работать? Почему такое, можно сказать, наплевательское отношение к профессии учителя?».
Педагоги ВКО должны были получить приказ и данные об аттестации до 1 сентября, но извещение о том, что им снизили квалификацию, поступило только 24 ноября.

Учителя требовали ответа в областном управлении образования, они просили предоставить оценочные листы. Но им ответили, что копии оценочных листов им не дадут, и только после вмешательства СМИ пообещали дать посмотреть результаты. Сегодня часть педагогов уже смогла увидеть аттестационную оценку, но вопросов возникло ещё больше.
Согласно приказу проходной балл должен быть не ниже 113, и у большинства педагогов он есть. Неужели сняли категорию, невзирая на баллы, из-за отсутствия авторских областных программ?
Асель Булжанова, руководитель отдела дошкольного и среднего общего образования ОУ ВКО, сказала, что это требование министерства:
«Мы разъясняем проведение аттестационной процедуры. Все педагоги будут приняты в управлении образования, и всем педагогам объяснят, почему было отказано в категории, покажут листы наблюдения, листы оценивания каждого педагога. В этом году в феврале Министерство просвещения внесло изменения в 83-й приказ. И теперь эта процедура оценивается по баллам. Если один из критериев не выполнен, то педагог не проходит соответствующую категорию».

Задержку сроков объявления результатов аттестации представитель управления образования объяснила так:
«Потому что количество педагогов было очень большое, 659 педагогов. Чтобы смотреть каждого, требовалось большое количество времени».
В комментариях люди пишут гневные посты о том, что новые критерии направлены не на повышение качества работы и образования детей, а на бюрократические галочки. К тому же учителя предполагают, что в этой истории есть и коррупционный след. А иначе как объяснить, что в других областях пункт об областной авторской программе не стал причиной занижения категории. Да и в ВКО нашлись те, кому категорию подтвердили, не учитывая это требование.
Педагоги уже задумались о привлечении к этой истории антикоррупционного ведомства. Учителя не намерены более терпеть такое отношение и активно пишут заявления через официальный портал.
Из-за снижения категории они лишатся ежемесячной доплаты (в среднем около 30 000 тенге) и обязаны будут вернуть государству деньги за надбавку по категории за предыдущие три месяца.
А для многих это серьёзный удар по бюджету. Но главное, учителя почувствовали себя униженными таким отношением чиновников от образования.