Для многих жителей Кыргызстана и Таджикистана официально наступивший мир до сих пор кажется сном. Кровавые конфликты, которые более 10 лет происходили на кыргызско-таджикской границе, вызывают острую боль у обеих сторон. Однако продолжать эскалацию этого противостояния опасно для самих республик и всего региона. Поэтому официальные Бишкек и Душанбе всё же поспешили договориться между собой даже без посредников.
О том, какие перспективы у кыргызско-таджикского соглашения и что собой представляет это соседство, рассказывает наш сайт.
15 лет тому назад на кыргызско-таджикской границе работало казино. Это заведение тогда открыли с большим размахом и надеялись, что оно станет местом притяжения богатых туристов. Увы, этого не случилось. Через год игровые залы закрылись, но на их месте появился ресторан для больших банкетов.
К нему сразу же выстроилась очередь из желающих таджикистанцев. К тому времени на территории этой страны уже действовали жёсткие ограничения количества гостей на свадьбе (не больше 150), а здание бывшего казино формально располагалось на территории Кыргызстана. Здесь никаких свадебных запретов не было, и таджики могли по привычке приглашать на свои торжества и по 500 человек.
На свадьбах гуляли все вместе. Для того чтобы попасть в соседский ресторан, таджикам нужно было всего лишь перейти проселочную дорогу. На границе жило много смешанных семей, и любая свадьба превращалась в кыргызско-таджикские гуляния.
Тогда никому даже в голову не могло прийти, что всего через несколько лет этот ресторан будет сожжён почти дотла в очередном приграничном конфликте, а дорогу, через которую соседи и родственники ходили друг к другу в гости, закроют.
Нынешняя фаза острых приграничных конфликтов началась в 2011 году. С этого момента между Кыргызстаном и Таджикистаном каждый год происходили столкновения, в которых гибли как пограничники, так и мирные жители. Например, по данным таджикского МИДа, с 2012 года тут произошло 230 вооружённых конфликтов. Самый серьёзный случился в сентябре 2022 года. Тогда, по разным оценкам, с обеих сторон погибло более 100 человек, сотни ранены, тысячи были вынуждены покинуть свои дома.
Впрочем, история этих конфликтов уходит во времена СССР. Стычки между кыргызами и таджиками происходили тут и в 70-е, и 80-е годы. Причинами для разногласий, как в советское, так и нынешнее время становились споры вокруг использования земли и воды. Ситуацию обострял и тот факт, что у Таджикистана на территории Кыргызстана есть анклав — кишлак Ворух с населением около 45 тысяч человек. А дома жителей других сёл вдоль границы расположены практически в шахматном порядке.
Почему получилось именно сейчас?
Все годы после развала СССР Кыргызстан и Таджикистан пытались договориться друг с другом. Все эти годы попытки ничем не заканчивались.
«Всё тянулось, потому что, во-первых, конфликты текли вяло, до критической точки стороны дошли уже в 2021 и 2022 годах. Во-вторых, сейчас в Кыргызстане появилась более решительная власть, которая в силу разных факторов имеет контроль над социальными движениями и политические ресурсы, чтобы предотвращать процессы дестабилизации. Кроме того, сыграла свою роль и международная обстановка, риски вокруг нашего региона. Сложные ситуации в Азербайджане, Афганистане и особенно в Украине», говорит политолог из Кыргызстана Эмиль Джураев.
О том, что кровавые приграничные конфликты последних лет действительно подтолкнули страны к скорейшему решению вопроса, говорят и в Таджикистане.
«И Таджикистан, и Кыргызстан пришли к выводу, что продолжение конфликта бесперспективно абсолютно, пошли на уступки и проявили политическую волю. Каждая сторона понимала, что эскалация может перейти на другой уровень и привести наши страны просто к открытому конфликту», говорит таджикский политолог Парвиз Муллоджанов.
Стоит добавить, что ситуация крайне выгодна и для Казахстана: стране с самой длинной границей с нестабильной нынче Россией мир и порядок в Центрально-Азиатском регионе нужен больше всех.
Эксперт Берлинского центра Карнеги Темур Умаров обращает внимание на то, что приграничные конфликты на этой территории в основном происходили из-за распределения ресурсов. Меньше было разногласий на идеологической и националистической почве.
— Но в последние годы конфликты вышли из-под контроля обеих сторон. Это произошло, потому что и в Таджикистане, и в Кыргызстане власти использовали эти разногласия для консолидации общества и тем самым подогревали их, — говорит Умаров.
Специалисты подчёркивают, что соглашение стало возможным, потому что обе страны поняли, что им придётся пойти на компромисс. Судя по соглашению, которое в конце февраля обнародовал глава ГКНБ Кыргызстана Камчыбек Ташиев, республики решили обменяться территориями и перевести самые спорные объекты на границе — например, дорогу к анклаву Ворух или водозаборную станцию — в статус нейтральных.
Кстати, помочь урегулировать отношения Кыргызстану и Таджикистану пытались и третьи стороны. Например, Россия, а также такие региональные и международные организации, как ОБСЕ и ОДКБ. Но Бишкек и Душанбе от посредников отказались. И в итоге сумели договориться самостоятельно.
«Насколько я помню, официальный Душанбе всегда высказывал неприятие третьей стороны на переговорах. Посредников не понадобилось. Это значит, что стороны не смогут в дальнейшем пенять на третьего участника, не смогут сказать, что сделали что-то под давлением», говорит политолог из Кыргызстана Эмиль Джураев.
Другой кыргызстанский эксперт, кандидат политических наук Ильяс Курманов считает, что соглашение было подписано так, как того и требует международное право:
— Все договорённости по границе должны вестись между двумя правительствами конфиденциально и без посредников. Третьи стороны или люди без опыта могут сделать ситуацию только хуже.
Что думают жители приграничных территорий?
Сами жители приграничных сёл пока с осторожностью следят за официально наступившим миром. Две страны открыли приграничные КПП (они не работали с 2021 года), возобновили авиасообщение (его тоже не было с 2021-го) и готовятся к проведению к демаркации государственных границ. Можно возвращаться к мирной жизни, но пока люди ждут реальных шагов со стороны властей.
«Конечно, мы все радуемся, потому что наконец-то договорились и больше не будет кровопролития, закрытых границ. Можем снова торговать друг с другом. Но это первые радостные эмоции. Теперь люди начинают думать о том, как власти будут переселять жителей, чьи дома по соглашению оказались на территории соседней страны», рассказывает житель Воруха, который попросил не указывать его имя.
Он говорит: жители его села надеялись, что дорога к анклаву всё-таки пройдет по территории Таджикистана.
— Но она стала нейтральной территорией, и если соглашение не будут соблюдать, то Ворух снова может оказаться в блокаде, — объясняет он.
С такой же осторожностью на мирное соглашение смотрят и в соседнем Кыргызстане. Гулбарчын Амирова, журналистка из Баткенской области, говорит, что людям нужно время, чтобы вернуться к тем отношениям, которые у них были до острой фазы конфликтов.
«Вот открыли границы, и многие люди наконец увидели своих дочерей, своих родственников. Все ждали этого момента. Время покажет, как будет дальше», рассуждает она.
Журналистка вспоминает, что до столкновений на границе между народами кипела торговая жизнь. Кыргызские фермеры продавали товары таджикским предпринимателям, таджикские рабочие помогали в работе на кыргызских полях и на стройках. После того как границы были закрыты, на помощь переругавшимся соседям пришли узбеки.
— Мы стали с узбеками торговать. Но на полях стало сложнее, потому что трудно найти помощников, и на стройках тоже. Надеемся, что в будущем всё наладится. Самое главное, что договорились, — говорит Амирова.
Что будет дальше?
По мнению Темура Умарова, предпосылок для будущего мира больше, чем для продолжения конфликта.
— Главная — это последние тенденции внутри Центральной Азии. На фоне войны в Украине и общей внешнеполитической обстановки страны внутри региона готовы к большей кооперации. Они осознали, что им выгоднее вместе держаться и быть добрыми соседями, чем воевать, — говорит Умаров.
Эксперт Эмиль Джураев обращает внимание на то, что власти должны максимально деликатно работать с населением, которое живёт вдоль границы.
«Мы говорим об очень густонаселённой территории. Это будет не просто теоретическое определение границы, это коснётся напрямую жизни людей. В этих местах они жили на протяжении нескольких поколений, и когда дело коснётся их переселения, важно донести до людей необходимость заплатить эту цену», объясняет Джураев.
Таджикский эксперт Муллоджанов соглашается с тем, что обеим странам предстоит большая работа:
— На самом деле это был очень сложный процесс, прошло много встреч и консультаций и оговаривалась каждая деталь соглашения. Теперь нужно следить за реализацией. Но учитывая, что есть политическая воля с обеих сторон, думаю, что эта работа будет вестись хорошо.
Ильяс Курманов считает, что для Кыргызстана это историческое событие:
«В наследство от СССР мы получили административные формальные границы. Тогда обращали внимание только на внешние. Когда страны обрели суверенитет, встал вопрос, что каждое государство должно иметь свою законную территорию. Ведь признаки государства — это публичная власть, гражданское население и наличие юридически оформленной территории», говорит эксперт.
Он объясняет, что после того, как подписанное соглашение будет ратифицировано в парламентах двух стран, соответствующие грамоты будут переданы в Генеральную ассамблею ООН. В случае нарушения пунктов этого документа международное сообщество может оказать давление на стороны и с помощью доступных инструментов вмешаться в конфликт.
Впрочем, для жителей приграничных кишлаков главными гарантами безопасности являются их же собственные власти. Люди, уставшие от конфликтов, готовы идти на компромиссы, при условии, что на официальном уровне не начнётся риторика из серии «ни шагу назад».
Читайте также: