Среда, 2 апреля, 2025
More
    ДомойМнениеНе катастрофа, но уязвимость: чем грозит Казахстану остановка КТК?

    Не катастрофа, но уязвимость: чем грозит Казахстану остановка КТК?

    Опубликовано

    Не катастрофа, но уязвимость: чем грозит Казахстану остановка КТК?

    Как ранее сообщала наш сайт, Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), обеспечивающий транспортировку казахстанской нефти на экспорт, приостановил работу двух устройств после внеплановой проверки. О том, какие риски это несёт для Казахстана, в своём телеграм-канале рассказал экономист Руслан Султанов.

    Эксперт отмечает, что с 31 марта КТК временно прекратил эксплуатацию двух выпускных причальных устройств — ВПУ-1 и ВПУ-2 в терминале близ Новороссийска. Это агрегаты для заправки танкеров. В их работе обнаружили нарушения после проверки, связанной с разливом мазута в Керченском проливе.

    Руслан Султанов напоминает, что за последние годы это уже не первый такой инцидент на КТК.

    «Всё держится на старом добром ВПУ-3, которое с 2014 года пашет без остановок. Уже проходили: в 2022-м суд в Новороссийске, экология, пауза на месяц. Тогда же трещины, ВПУ-1 и ВПУ-2 снова в ауте. Кратковременные приостановки на добычу особо не влияли, чего стоит ожидать и сейчас», — указывает экономист.

    Тем не менее сейчас КТК приостанавливает работу своих устройств в ином контексте. С апреля картель ОПЕК+ разрешил постепенно наращивать добычу нефти. К тому же на Тенгизе резко увеличили производство после тестового запуска ПБР (проекта будущего расширения). В итоге Казахстан сможет добывать больше «чёрного золота», но девать его пока некуда, поскольку объекты КТК не полностью функциональны.

    Читать также:
    IT-бум в Казахстане: какие технологии и языки программирования востребованы

    Трубопровод КТК остаётся приоритетным экспортным маршрутом для Казахстана, отмечает Руслан Султанов. По нему идут на экспорт порядка 80 % нефти из страны. На морском терминале в Новороссийске, где сейчас временно не работают два ВПУ, её загружают в танкеры для последующей отправки на мировые рынки. В прошлом году через КТК экспортировали 55 млн тонн казахстанской нефти (при общем объёме экспорта в 71 млн тонн).

    Так что для Казахстана проблема с КТК имеет серьёзное значение.

    «Ситуация не катастрофична, но эта «временность» указывает на системную уязвимость. Если Тенгиз и Кашаган — мотор, то КТК — коробка передач. И сейчас она заклинила. А мотор-то уже ревёт», — предупреждает Руслан Султанов.

    Тем временем Казахстан теряет влияние на КТК — у страны стало на одного представителя меньше в совете директоров консорциума. Подробнее о том, чем это может быть чревато, читайте по ссылке.

    Новое на сайте

    Больше подобного