Четверг, 30 января, 2025
More
    ДомойЭкономикаМожно ли оцифровать базары?

    Можно ли оцифровать базары?

    Опубликовано

    О том, почему маркетплейсы теряют конкурентоспособность, а торговля на базарах все так же остается «серой», рассказывает председатель правления TechnoWomen Азиза Шужеева

    Можно ли оцифровать базары?

    Азиза Тимуровна, рынок электронной коммерции, открыв альтернативные каналы для покупок, с годами не только изменил поведение потребителей, но и изменился сам. Каковы итоги развития этого перспективного сектора торговли и в чем состоит вклад вашей НПО в его становление?

    – Начну с того, что некоммер­ческая организация «Techno­Women» занимается вопросами развития электронной коммерции в интересах малого и мик­ропредпринимательства, ремесленников, так называемых селлеров, потому что именно в данном секторе традиционно больше женщин.

    Розничная торговля обеспе­чивает занятость для более миллиона человек, и 68% из них – женщины. Можно сказать: торговля – женская отрасль, и ее цифровая трансформация открывает для предприимчивых дам большие перспективы, так как позволяет совмещать заботы о семье, материнство и неплохо зарабатывать. Чтобы содейст­вовать решению этих задач, TechnoWomen развивает центр компетенций в сфере электронной коммерции, имеет хорошие связи с центральноазиатскими ассоциациями, обучает селлеров.

    Можно ли оцифровать базары?

    Итак, давайте посмотрим на современную электронную коммерцию в Казахстане. Сегодня данный сектор находится на стадии насыщения рынка с потенциалом дальнейшего роста, но при условии создания понятных для игроков условий. Оборот этой сферы, согласно данным официальной статистики и рейтинговых консалтинговых агентств, за последние годы вырос более чем в семь раз – с 327 миллиардов тенге в 2019 году до 2 триллионов 418 миллиардов тенге в 2023-м.

    В то же время общий объем розничной торговли к 2023 году достиг без малого 20 триллионов тенге, в том числе офлайн-торговли – 17,5 триллиона тенге и онлайн-торговли – 2,4 триллиона тенге. Доля электронной коммерции выросла с 2,9 до 12,1%.

    Рынок электронной коммерции продолжает расти, что отражается на потребительском поведении: в способах и привычках людей при покупке товаров и услуг. Интернет-пользователи получают возможность быстро и легко сравнивать цены, а также экономить деньги и время, переключаясь полностью на онлайн-канал покупок или совмещая офлайн- и онлайн-каналы.

    Пока основными потребителями электронной коммерции выступают продвинутые горожане, сторонники инноваций, имеющие доступ к Интернету и определенные цифровые компетенции. Рост онлайн-продаж формирует соответствующую инфраструктуру, появляются стартапы – интернет-магазины, маркетплейсы продуктов, и в них готовы инвестировать фонды.

    Мы прогнозируем рост общего объема розничной торговли до 126 триллионов тенге к 2035 году, из них свыше 70 триллионов будут приходиться именно на электронную коммерцию. Вместе с тем видны серьезные проблемы, которые являются сдерживающими и потенциально способны затормозить процесс цифровизации в торговом секторе.

    Следует понимать: если мы не выстроим систему развития электронной коммерции с акцентом на стимулирование отечественного малого и среднего бизнеса, то можем остаться просто придатком к рынкам зарубежных Bigtech-платформ. Уже сейчас видно, как рынок захватывают зарубежные онлайн-площадки.

    Про оцифровку базаров у нас в республике говорят давно, но воз и ныне там – базары не спешат создавать онлайн-торговые площадки и выходить в сектор электронной коммерции. Скажите, эта задача вообще реализуема в наших условиях?

    – Все просто. Базары не идут на цифровизацию, потому что им это просто не выгодно. Сейчас для них существует больше преград, чем стимулов. И проблемы, которые лежат на пути к оцифровке таких рынков, связаны не с IT и инфраструктурой, а в большей мере с отсутствием понятной регуляторной прак­тики, сложным и трудоемким налоговым администрированием, отсутствием механизмов поддержки.

    Несмотря на то что Закон «О регулировании торговой деятельности» в Казахстане играет сущест­венную роль, он фактически уравнивает понятия «электронная коммерция» и «электронная торговля», что вызывает путаницу и неоднознач­ное применение законодательства. В дейст­вующих актах недостаточно регламентированы положения по взаимодействию участников электронной коммерции (продавца – электронной торговой площадки – логистического центра – потребителя).

    Наличие нестыковок в регуляторике порождает сложности в обеспечении надежной защиты прав и интересов участников электронной коммерции и тормозит вовлечение субъектов малого бизнеса. Ограниченная развитость транспортной и логистической инфраструктуры в разных регионах Казахстана, высокие транспортные издерж­ки и процедуры на практике создают сложности в доставке, отгрузке и обработке товаров.

    Остро стоят вопросы поддерж­ки микропредпринимательства в электронной коммерции. В настоящее время большинство рукодельниц торгует изделиями ручной работы на площадке Instagram. Многие из них продают сувенирную продукцию, аутентичную, национального характера. Однако выйти из «серой зоны» и стать участниками электронной коммерции им не позволяют сложные процедуры получения сертификатов соответствия качества товаров, отсутствие программ поддержки от больших отечественных и зарубежных маркетплейс-площадок, господдержки в продвижении бренда «Made in KZ», а также низкие цифровые и правовые компетенции.

    Для стимулирования базаров в сторону их цифровизации отсутствуют какие-либо особенности налогообложения или льготы для предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере электронной коммерции, также налицо недостаток внимания, уделяемого при разработке программ поддержки и развития.

    И пока у нас не все так гладко, иностранные маркетплейсы интенсивно заполняют отечественный рынок дешевыми товарами, при этом не платят налогов. Как в таком торговом океане чувствуют себя казахстанские маркетплейсы?

    – Электронная торговля и цифровая трансформация радикально изменяют правила игры во всем мире. По данным Statista, объем мирового рынка электронной коммерции в 2023 году превысил 5,7 триллиона долларов, и эта цифра продолжает расти.

    Цифровые платформы заходят в любую страну, иногда без необходимости создания физической инфраструктуры. Эксперт по цифровой экономике Всемирного экономического форума Клаус Шваб отмечает: «Электронная коммерция разрушает географические границы и создает условия для беспрецедентной глобальной торговли». В результате компании могут продавать свои товары 24⁄7, получая доступ к потребителям даже в самых отдаленных уголках мира.

    Цифровая трансформация способствует появлению новых бизнес-моделей в торговле, таких как подписочные сервисы, прямые продажи (direct-to-consumer, D2C), гибридная розничная торговля (omnichannel). Например, бренды теперь могут продавать товары напрямую клиентам через собственные онлайн-платформы, обходя посредников. Gartner, мировой лидер в области исследований, прогнозирует, что к 2027 году более 50% ритейлеров будут предлагать омниканальные решения, объединяющие онлайн- и офлайн-продажи.

    Рынок Казахстана не исключение: за последние несколько лет на нем появились крупные зарубежные платформы, занявшие около 20% товарооборота. С одной стороны, это хорошо для покупателей, которые имеют возможность получать более разнообразный ассортимент товаров по более низким ценам, с другой – мы видим, что из-за отсутствия прозрачных и четких правил казахстанские компании попадают в неравные условия.

    Читать также:
    На Тенгизском месторождении в августе проведут ремонтные работы

    Почему регулирование должно быть направлено на «выравнивание» условий для зарубежных и отечественных участников рынка?

    – Экономическая сущность электронной коммерции заключается в существенном сокращении трансакционных издержек и числа посредников через включение предпринимателей в глобальные цепочки поставок без необходимости нахождения в стране сбыта продукции.

    Присутствие электронной коммерции нарушает функционирование института коммерции традиционной, ибо рост объемов первой происходит в ущерб ритейлу.

    Из-за трансграничности электронной коммерции одни страны получают большие выгоды от ее развития, другие же терпят убытки от сопутствующей деградации традиционной торговли. Чтобы не оказаться в числе последних, необходимо государственное вмешательство. При этом регулирование должно быть направлено на создание необходимой инфраструктуры электронной коммерции, а также стимулирование предпринимательской активности отечественных предприятий в данной сфере путем предоставления налоговых льгот и иных мер поддержки.

    Наша неправительственная организация не раз предлагала разработать и принять специальный закон о развитии электронной коммерции в Казахстане, который смог бы устранить существующие правовые коллизии, прописать четкие правила игры для всех участников и, главное, создать справедливые равные условиях для казахстанских и зарубежных платформ.

    В этом плане роль государства является ключевой с точки зрения выстраивания справедливых «правил игры».

    Какие же условия нужно создать для вовлечения малого и микробизнеса в электронную коммерцию и как стимулировать оцифровку базаров? Как привлечь инвес­тиции в этот сектор?

    – Для решения этой задачи предложу несколько важных мер, которые, на мой взгляд, могут дать реальный толчок оцифровке базаров и развитию отечественного бизнеса в электронной коммерции.

    Первое: нужно ввести специальный налоговый, таможенный режимы для сектора. Удобные режимы и понятное админис­трирование позволят продавцам уплачивать таможенные пошлины и НДС не сразу при ввозе товара, а откладывать данные платежи до момента его продажи. Это существенно облегчит финансовую нагрузку на бизнес, особенно на малый и микробизнес, даст возможность продавцам смелее работать на внутреннем рынке.

    Во-вторых, важно ввести единый совокупный платеж для соз­дания условий по вовлечению селлеров в электронную коммерцию, развивать сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ). В качестве сдерживающего фактора, ограничивающего развитие рынка электронной коммерции в ­Казахстане, следует отметить высокую налоговую нагрузку именно для ПВЗ. Пункты выдачи у нас преимущественно представлены микропредпринимателями с небольшими оборотами – в среднем около миллиона тенге в месяц. Это бизнес с весьма ограниченными финансовыми возможностями, которые выбирают специальные налоговые режимы на основе упрощенной декларации со ставкой в три процента.

    Также эти субъекты предпринимательства оплачивают налоги и платежи с заработной платы. При этом для уменьшения соответствующих налоговых обязательств они используют минимальную базу для заработной платы (в размере одного МЗП). В результате общая налоговая нагрузка на ПВЗ составляет около пяти процентов от их оборота.

    Несмотря на эти меры, пункты выдачи стремятся сохранить приемлемый уровень доходности и выбирают работу через международные маркетплейсы, такие как Wildberries и Ozon. Данные платформы предоставляют продавцам более выгодные условия, снимая с них маркетинговые риски и упрощая налогообложение и обработку платежей. В результате казахстанский рынок электронной коммерции представлен в основном ПВЗ международных компаний.

    Высокая налоговая нагрузка на пункты выдачи затрудняет их массовое расширение на территории республики. При этом ПВЗ играют важную роль в обеспечении доступности товаров для потребителей, но в текущих условиях их явно недостаточно для более полного удовлетворения спроса.

    Для преодоления этих препятствий предлагаем ввести систему единого совокупного платежа для ПВЗ по аналогии с внедренным с 1 сентября 2024 года специальным налоговым режимом, применяющимся через специальное мобильное приложение. Маркетплейсы будут удерживать четыре процента от оборота ПВЗ для последующей оплаты налогов и платежей напрямую в бюджет, что позволит упростить процесс налоговой отчетности.

    Третья важная мера – снятие ограничений на прием платежей маркетплейсами.

    Одной из наиболее серьезных существующих проблем в электронной коммерции является невозможность маркетплейсов принимать оплату от покупателей для последующей передачи продавцам. Данные структуры не могут напрямую принимать такие платежи, так как они не считаются платежными организациями.

    В результате маркетплейсы превращаются в обычные доски объявлений, где продавец и покупатель вынуждены попросту договариваться.

    Эта проблема существует уже на протяжении долгого времени, и необходимость в ее решении выносится на обсуждение профессиональными участниками электронной коммерции не первый год…

    – Получение лицензии платежной организации маркетплейсами позволило бы им проводить платежи напрямую, без посредников, обеспечивая кон­троль всех финансовых операций внутри своей платформы. Такая мера облегчила бы управление денежными потоками и создала бы условия для безопасного проведения транзакций, что в конечном итоге способствовало бы большему привлечению клиентов и продавцов на платформу. Для успешного внедрения любого из предложенных решений необходимо разработать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность маркетплейсов в области платежных операций.

    Есть еще одна проблема: в ­Казахстане комиссия за банковский эквайринг равна почти 2,5% для электронной коммерции. Это намного выше, чем на международных платформах, где действует средняя ставка лишь около процента. Отсутствие мотивации казахстанских банков в снижении ставок банковского эквайринга вполне понятно, ведь наши БВУ тоже владеют онлайн-платформами и интернет-магазинами. Их больше интересует создание выгодных условий для собственных платформ.

    Поддержка также может включать налоговые льготы для инвестиций в складскую недвижимость и развитие фулфилмент-складов в рамках дейст­вующих инструментов поддерж­ки для участников свободных экономических зон, снижение бюрократических барьеров на этапе строительства и предос­тавление земельных участков под проекты с льготными условиями аренды.

    Другое важное направление – углубление интеграции стран Центральной Азии в развитии электронной коммерции, в гармонизации законодательства и логистики.

    Нужно комплексно подойти к продвижению стратегии по развитию электронной коммерции, ведь все понимают, что одними ограничительными мерами, предпринятыми в отношении зарубежных маркетплейсов, ситуацию на казахстанском рынке электронной торговли к лучшему не изменить.

    Новое на сайте

    За каждого депортированного нелегала власти США хорошо заплатят

    Окружной прокурор американского штата Миссисипи решил использовать для отлова незаконных мигрантов "охотников за головами"....

    Водителям праворульных авто в Киргизии запретят работать в такси » Новости Центральной Азии

    Посты о запрете работать на праворульных авто в своих соцсетях публикую сотрудники «Яндекс-Такси». ...

    Больше подобного

    За каждого депортированного нелегала власти США хорошо заплатят

    Окружной прокурор американского штата Миссисипи решил использовать для отлова незаконных мигрантов "охотников за головами"....

    Водителям праворульных авто в Киргизии запретят работать в такси » Новости Центральной Азии

    Посты о запрете работать на праворульных авто в своих соцсетях публикую сотрудники «Яндекс-Такси». ...