
День распродаж и больших скидок сегодня часто именуют «черной пятницей». С ней ассоциируются большие очереди и удачные покупки. Но изначально все было не так. «Российская газета» изучила, откуда взялось это понятие и что за ним стоит.
История этого термина берет свое начало во второй половине XIX века. 24 сентября 1869 года произошел один из крупнейших кризисов в истории США — обвал фондового рынка (курс золота в тот день рухнул на 30 процентов, разорив немало мелких предприятий). Именно тогда впервые появилось понятие «черная пятница». Оно ассоциировалось с хаосом и убытками.
В середине XX века так стали называть первую пятницу после Дня благодарения (в США его отмечают в четвертый четверг ноября). Рабочие часто брали выходной в этот день, заводы не работали, а их владельцы не получали прибыль. Для предпринимателей это действительно был «черный» день.
Связь с распродажами возникла в 1960-е годы. После Дня благодарения многие отправлялись в магазины за покупками, что провоцировало огромные пробки. И полиция Филадельфии придумала свое название этому дню — «черная пятница». Торговцы пытались изменить его на более благозвучное, но им это не удалось. Придуманное полицейскими название не просто прижилось, но и распространилось на другие города США все в том же негативном ключе.
Все изменилось в 1980-е годы. Торговцы придумали свое объяснение термину «черная пятница». Они заявили, что в этот день магазины благодаря распродажам переходят из разряда убыточных в прибыльные. Дело в том, что в бухгалтерии в отчетности убыток часто обозначается красным цветом, а прибыль черным. Отсюда пошло английское выражение «быть в плюсе» — to be in the black. Таким незамысловатым способом день, который ассоциировался с хаосом превратился в день потребительского ажиотажа.
С тех пор «черная пятница» стала самым крупным днем распродаж в США (до 20 процентов годовой прибыли). Со временем эту традицию подхватили и другие страны. На Западе теперь это день знаменует собой неофициальное начало сезона предновогодних покупок.
Однако негативный контекст тоже остался. В США в день распродаж люди часто в давке получают травмы, более того, не раз погоня за скидками оборачивалась перестрелками. В ЮАР несколько лет назад драка произошла даже у стеллажа с туалетной бумагой.
СШАИстория