Суббота, 18 октября, 2025
More
    ДомойМнениеБеги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    Опубликовано

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    В 2022 году флагманский казахстанский авиаперевозчик Air Astana объявил о серьёзном пополнении своего авиапарка — трёх новых Boeing 787-9, которые компания возьмёт в лизинг. Сроки поставки самолётов — с первой половины 2025 года до весны 2026 года. Пока ни одного самолёта в Казахстан не пришло, но время есть. Также недавно стало известно, что Питер Фостер покинет должность главного исполнительного директора и состав совета директоров компании в конце марта 2026 года. Сколько компания заплатит за эти самолёты и как перенос сроков их поставки связан с отставкой Фостера, читайте в материале наш сайт. 

    11 ноября 2022 Air Lease Corporation (ALC) объявила о долгосрочном лизинге трёх новых Boeing 787-9 для Air Astana. Поставки планировались с начала 2025 года по весну 2026 года из портфеля заказов ALC у Boeing. Затем Air Astana подтвердила соглашение на своём сайте: первые борта должны начать поступать с первой половины 2025 года. 

    Cдвиг сроков

    В 2024–2025 годах компания несколько раз обновляла ориентир по первому 787-9 из-за задержек у производителя: сначала звучало обещание поставить самолёт к концу 2025 года, затем случился перенос на первый квартал 2026 года и далее на вторую половину 2026 года. Эти оценки фигурировали в отраслевых изданиях и базах. Более того, отраслевой сайт Aviationweek пишет, что задержка долгожданных прямых рейсов из Казахстана в США произошла именно из-за того, что Air Astana всё никак не может получить три этих злосчастных боинга.

    Сейчас официальный сорок поставки — весна 2026 года, аккурат к отставке Питера Фостера. Логично предположить, что Фостер всё-таки доведёт дело до конца и уйдёт, так сказать, без долгов. Чтобы уточнить этот момент, мы отправили в Air Astana официальный запрос. 

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    История рейса Астана — Нью-Йорк

    30 декабря 2019 года США и Казахстан подписали двустороннее соглашение Open Skies, которое снимает ограничения по частоте, вместимости и маршрутам. 1 апреля 2022 года соглашение официально вступило в силу. Это позволило авиакомпаниям на коммерческой основе планировать рейсы Казахстан — США. 

    Чтобы казахстанские перевозчики могли выполнять прямые рейсы в США, регулятор Штатов должен признать государственный надзор за безопасностью полётов в Казахстане соответствующим стандартам ICAO (категория I программы IASA). В 2024 году США и Казахстан согласовали предварительную оценку IASA. FAA провела техобзор в августе 2024 года. Однако потом начались проблемы с поставками нужных бортов, которые мы в этом материале как раз и описываем. Но старту полётов мешает ещё одно обстоятельство. 

    Даже при наличии боингов 787-9 прямой перелёт из Астаны в Нью-Йорк возможен при использовании кратчайших трасс через российское воздушное пространство. Без него полёт длиннее, сложнее и дороже. Есть вариант со стыковкой в Европе, но опять же, только при наличии 787-9.

    Сколько стоит Boeing 787-9

    Официальной цены сейчас нет — Boeing перестал публиковать прайс-лист. Последний публиковали ещё в 2019 году, и тогда такой самолёт стоил 292,5 млн долларов. Потом Boeing/Airbus перестали раскрывать каталоговые цены.  

    В лизинг новый 787-9 стоит порядка миллиона долларов в месяц. 

    Читать также:
    «Шымкентский Саахов»: у полицейского нашли коттедж с мрамором, бассейном и тремя авто

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    Boeing 787-9 — дальнемагистральный двухдвигательный лайнер семейства Dreamliner: в типовой двухклассной компоновке он вмещает около 290–300 пассажиров, летает на дистанцию до 14 тысяч км при крейсерской скорости около 900 км/ч. Имеет длину в 63 метра, размах крыла 60 метров и высоту 17 метров. Максимальная взлётная масса — порядка 254 тонн, а топливная ёмкость составляет примерно 139 тысяч литров. Оснащается на выбор двигателями GE GEnx-1B или Rolls-Royce Trent 1000, а широкое использование композитов и «кабинная экология» с пониженной эквивалентной высотой и повышенной влажностью обеспечивают экономичность и комфорт на дальних маршрутах.

    Воздушные мили за бумажные миллиарды 

    Причин, по которым поставки задерживаются, в компании не раскрывают, равно как и условий этого соглашения. Скорее всего здесь действуют условия NDA, но найти следы этой сделки в финансовых отчётах Air Astana всё-таки можно. Чем мы и занялись. 

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

    Так, судя по отчёту Air Astana за 2024 год, компания выплатила аванс и распланировала будущие платежи за новые борта. Там же есть и упоминания трёх боингов. 

    В этой таблице указаны все будущие платежи по лизингу самолётов, которые ещё только должны прийти во флот в период с четвёртого квартала 2024 года по 2026 год. Суммы разбиты по срокам, когда их предстоит платить:

    • В течение одного года: 15,49 млрд — ближайшие платежи.
    • После одного года, но не более пяти лет: 257,8 млрд — основная «середина» графика.
    • Более пяти лет: 391,47 млрд — дальние платежи по долгим контрактам.

    Итого у компании есть около 665 млрд тенге будущих выплат по лизингам самолётов, которые поступят (часть уже поступили) во флот в 2024–2026 годах. Основная масса платежей растянута на срок свыше пяти лет.

    В 2022 году подписаны операционные лизинги на 12 самолётов A320neo и три самолёта A321neo. Часть из них заменят устаревшие суда. Также в отчёте отразили лизинг трёх Boeing 787-9. Именно эти будущие борта и формируют крупную долю длинных платежей. Всего компания взяла в лизинг 18 самолётов. 

    Финансовое состояние Air Astana

    Аудиторы фиксируют рост спроса выручки. Но выросли и расходы. Самые большие суммы уходят на топливо и персонал. Увеличивается амортизация, но отчасти это связано с увеличением и модернизацией авиапарка судов.

    Беги, Фостер: куда делись обещанные боинги Air Astana?

     При этом компания повысила вознаграждения для управленческого состава.

    • Зарплаты и бонусы — 1,59 млрд тенге (было 1,2 млрд).
    • Платежи по акциям — 615 млн тенге (не было годом ранее).
    • Выплаты при увольнении — 121 млн тенге.
    • Социальный налог — 148 млн (было 120 млн).

    Итого: 2,47 млрд против 1,4 млрд годом ранее. 

    Хищения внутри компании

    В начале декабря 2024 года авиакомпания сообщила о выявлении хищения денежных средств во FlyArystan и передала материалы в правоохранительные органы. Размер ущерба составил около миллиарда тенге. 

    Внутренний аудит обнаружил манипуляции с ценообразованием авиабилетов. Исполнительный директор Air Astana Питер Фостер подтвердил факт хищения денег во FlyArystan, указывая на схему через pricing manipulation. По заявлению компании, департамент экономических расследований (ДЭР) Алматы зарегистрировал уголовное дело по п. 2 ч. 4 ст. 189 УК РК («Хищение чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере»). Максимальная санкция — до 12 лет лишения свободы с конфискацией. 

    Дело направили в суд на ознакомление.  

    Новое на сайте

    Вымогательство, дедовщина и буллинг: Закиева рассказала о проблемах в школах в Жамбылской области

    Тараз. 18 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Детский омбудсмен Динара Закиева рассказала о проблемах в...

    Сенат освободил судей Верховного суда в связи с почетной отставкой

    Сенат на пленарном заседании освободил ряд судей Верховного суда в связи с почетной отставкой,...

    Больше подобного

    Вымогательство, дедовщина и буллинг: Закиева рассказала о проблемах в школах в Жамбылской области

    Тараз. 18 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Детский омбудсмен Динара Закиева рассказала о проблемах в...

    Сенат освободил судей Верховного суда в связи с почетной отставкой

    Сенат на пленарном заседании освободил ряд судей Верховного суда в связи с почетной отставкой,...