Пятница, 11 июля, 2025
More
    ДомойЦентральная АзияЗападная пропаганда – против выгодной интеграции Узбекистана в рамках ЕАЭС

    Западная пропаганда – против выгодной интеграции Узбекистана в рамках ЕАЭС

    Опубликовано

    Западная пропаганда – против выгодной интеграции Узбекистана в рамках ЕАЭС

    Свершилось то, к чему так долго стремился коллективный Запад: 1 июля с. г. в Ташкенте официально открылся офис запрещённого в России телеканала Euronews, более известного как русофобский информационный ресурс, который запятнал себя показом кадров расстрела украинскими силовиками портрета президента России Владимира Путина, стилизованного под Адольфа Гитлера.

    И вот теперь эта антироссийская «сила», специализирующая на грязных информационных провокациях и фейках, укореняется в Узбекистане, дабы возбуждать сильнейшую ненависть и вражду к Москве, а заодно провоцировать местное население к разного рода беспорядкам в целях расшатывания ситуации в стране.

    К сожалению, в самом Ташкенте это почему-то не замечают. Пресс-секретарь МИД РУз Ахрор Бурханов оценил открытие офиса как «значимое событие», которое «подчеркивает открытость Узбекистана и его готовность к международному сотрудничеству, а также статус страны как надежного партнера на мировой арене».

    Между тем прозападные силы, стоящие за  Euronews, пытаются получить лояльное отношение со стороны не только простого населения, но и влиятельных политиков и значимых бизнес-структур, задействуя ангажированные рейтинговые агентства.

    Так, в конце июня международное рейтинговое агентство Fitch повысило кредитный рейтинг Узбекистана с уровня «ВВ-» до «ВВ», что связано с ожиданиями устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, снижением макроэкономических рисков и постоянным улучшением структурных показателей, чему способствуют ускоренные реформы. Чуть ранее международные агентства S&P и Moody’s повысили прогноз по рейтингу Узбекистана со «стабильного» на «позитивный».

    Среди ключевых реформ, повлиявших на решение Fitch, называются: повышение доверия к денежно-кредитной политике и улучшение её трансмиссионного механизма; продвижение планов по приватизации; повышение прозрачности государственных институтов. К сильным сторонам экономики Узбекистана Fitch относит: низкий уровень государственного долга; значительные внешние и фискальные резервы; высокий потенциал экономического роста.

    Однако, как объясняют авторитетные эксперты, здесь поводов для радости довольно мало, поскольку рейтинги «ВВ-» и нынешний «ВВ» как были, так и остаются в категории «Рискованные обязательства с чертами спекулятивных». Более того, присвоение рейтинга является коммерческой и весьма дорогой услугой, стоимость которой разнится в зависимости от таких факторов, как ложность и размер рейтинга; сложность экономики / объектов, требующих обширного анализа и соответственно высоких комиссий; история сотрудничества, которая может влиять на общую стоимость; успешность конкретных переговоров по определенному рейтингу.

    Сдаётся, что оказание Ташкенту подобных «медвежьих» услуг международными рейтинговыми агентствами является дорогим и весьма сомнительным удовольствием, учитывая, что тот же Fitch Ratings публично не раскрывает стандартную модель ценообразования на свои кредитные рейтинги. Зато названное агентство предусмотрительно предупреждает Узбекистан, что снижение выданного рейтинга возможно в случаях продолжительного падения цен на сырьё и увеличения дефицита внешней торговли; сокращения объёмов денежных переводов; значительного уменьшения международных резервов, замедления экономического роста и увеличения бюджетного дефицита; резкой девальвации национальной валюты или быстрого роста госдолга из-за необходимости покрывать условные обязательства правительства.

    Ну и самое главное, о чём как бы между строк, но весьма настоятельно «просят» Ташкент представители коллективного Запада – так это снизить высокий уровень продуктивного взаимодействия с Россией, иначе они сами снизят рейтинг страны до «мусорного».

    Несомненно, что столь активные действия обусловлены заявлением, сделанным 26 июня с. г. представителем Узбекистана в Евразийской экономической комиссии Фанилем Кадировым о том, что Ташкент выражает свою готовность заключить с ЕАЭС соглашение о создании зоны свободной торговли. По его словам, это поможет Узбекистану и странам ЕАЭС снять ряд тарифных барьеров, которые до сих пор остаются во взаимной торговле. В связи с этим Ф. Кадиров отмечает, что «работа уже ведется по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева: проект соглашения мы уже внесли в ЕЭК. Ожидаем, что вопрос решится в короткий срок».

    Читать также:
    Украинское посольство вербует в Казахстане шпионов

    Буквально на следующий день, 27 июня, президенты Узбекистана Шавкат Мирзиёев и России Владимир Путин провели встречу на полях саммита Евразийского экономического союза в Минске, где обсудили текущее состояние и перспективы двустороннего сотрудничества, уделив важное внимание вопросам практической реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне.

    Руководители государств с удовлетворением отметили проводимую совместную работу по обеспечению динамики показателей взаимного товарооборота, продвижению приоритетных проектов кооперации, поддержанию продуктивных контактов регионов и интенсивного культурно-гуманитарного обмена.

    И действительно: товарооборот между Россией и Узбекистаном в 2024 году превысил 10 млрд долларов, что почти вдвое больше показателей шестилетней давности. Лидеры двух государств поставили задачу увеличить объем взаимной торговли до 30 млрд долларов к 2030 году. Основные направления торгово-экономического сотрудничества представлены энергетикой, химической промышленностью, сельским хозяйством, горно-металлургической промышленностью, продовольствием, высокими технологиями. В развитии торговых отношений участвуют более 70 регионов России, поэтому межрегиональное сотрудничество становится одним из ключевых драйверов роста товарооборота. Важным направлением взаимодействия становится создание совместных российско-узбекских производств, что позволяет не только наращивать товарооборот, но и развивать промышленную кооперацию между странами.

    Следовательно, стратегическое партнёрство между двумя странами создает прочную основу для долгосрочного экономического сотрудничества.

    Таким образом, нынешнее участие Ш. Мирзиёева в заседании Высшего Евразийского экономического совета пока еще в статусе главы государства-наблюдателя показывает серьёзное стремление Узбекистана к развитию конструктивных отношений (помимо России) с Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией. Кстати, в данном контексте очень показательна статистика: за 2024 год внешнеторговый оборот Узбекистана со странами ЕАЭС составил 17,5 млрд долларов, из которых 5,8 млрд долларов пришлись на экспорт, а 11,7 млрд долларов – на импорт.

    В рамках начатой реализации нового трёхлетнего плана, охватывающего порядка 40 конкретных мероприятий, Узбекистан тоже активно участвует в важных инициативах ЕАЭС, включая такие проекты и программы, как «Евразийский агроэкспресс», развитие электронной торговли, цифровизация грузоперевозок и климатическая повестка. Кроме того, в апреле с. г. завершены процедуры по присоединению страны к Соглашению об учреждении Евразийского банка развития. Совместно с банком прорабатывается перспективный портфель проектов модернизации инфраструктуры, а также в сфере металлургии, текстильной, химической промышленности и других стратегических отраслях.

    Собственно, участие в минском саммите лидеров ЕАЭС стало лишней возможностью для Ташкента переосмыслить масштабы своего сотрудничества в формате Союза, не забывая при этом о таком чувствительном вопросе, как миграционный.

    Как считает руководитель центра исследовательских инициатив Ма’nо в Ташкенте Бахтиёр Эргашев, Узбекистан готовится стать полноправным членом Евразийского союза, и активная фаза переговорного процесса может начаться в 2027-2028 годах. Причём уже сейчас ряд секторов национальной экономики могут получить преимущества от участия в объединении. В частности, это относится к отдельным отраслям промышленности и торговли, представители которых смогли доказать свою конкурентоспособность на международном уровне и готовы к взаимодействию с партнёрами по организации. Специалист также пояснил, что, поскольку решение о вступлении в ЕАЭС является стратегическим, оно должно быть основано на глубоком анализе долгосрочных перспектив, текущих возможностей и нераскрытых потенциалов экономики страны.

    Остаётся также надеяться на то, что на фоне сильного ослабления роли архаичной Всемирной торговой организации Узбекистан, наконец, переориентируется на вступление в ЕАЭС, сулящего ему намного больше выгод, нежели порядком дискредитировавшая себя ВТО.

    Новое на сайте

    Свыше миллиарда тенге налогов принесут в бюджет Казахстана концерты Дженнифер Лопес и Backstreet Boys

    Астана. 10 июля. KAZAKHSTAN TODAY - Свыше миллиарда тенге налогов принесут в бюджет Республики...

    Землю на 100 млн тенге вернули в госсобственность в области Жетісу

    Местный акимат не принимал мер по возврату 14 участков до вмешательства прокуратуры  ...

    Европарламент выразил доверие Урсуле фон дер Ляйен

    За доверие председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен высказались 360 евродепутатов из 553 присутствовавших,...

    Больше подобного

    Свыше миллиарда тенге налогов принесут в бюджет Казахстана концерты Дженнифер Лопес и Backstreet Boys

    Астана. 10 июля. KAZAKHSTAN TODAY - Свыше миллиарда тенге налогов принесут в бюджет Республики...

    Землю на 100 млн тенге вернули в госсобственность в области Жетісу

    Местный акимат не принимал мер по возврату 14 участков до вмешательства прокуратуры  ...