Понедельник, 20 октября, 2025
More
    ДомойЦентральная АзияВопросы о доносах: как в Казахстане и Кыргызстане «боролись» с «русским шовинизмом»

    Вопросы о доносах: как в Казахстане и Кыргызстане «боролись» с «русским шовинизмом»

    Опубликовано

    Вопросы о доносах: как в Казахстане и Кыргызстане «боролись» с «русским шовинизмом»

    У писателя Сергея Довлатова есть цикл рассказов «Зона», который иные литературоведы называют повестью. В нем один из персонажей говорит: «Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить: кто написал четыре миллиона доносов?».

    К чему мы об этом вспомнили? Дело в том, что с подачи псевдопатриотических кругов (их еще называют «национал-патриотическими») и квазилибералов Казахстана и Кыргызстана повелось считать происходившее в 1918-1953 годах борьбой русских шовинистов против казахской/кыргызской интеллигенции. Стоит разобраться, как было на самом деле.

    Плоды эгоизма и зависти

    Тут надо сказать, что цифру 4 000 000 доносов нынешние либералы считают неверной. Как только заходит об этом речь, «демократическая общественность» сразу забывает, что Довлатов — один из любимых ее писателей. Понять можно — все-таки Довлатова в этой среде считают пострадавшим от Советской власти.

    Но вот, что писал в своей книге «Последний бой КГБ» начальник советской внешней разведки генерал Леонид Шебаршин (тут важен не только текст, но и контекст):

    «Совсем недавно… проходила сессия Верховного Совета СССР – действо, которое несмываемым позорным пятном легло бы на страницы истории любого государства. Народные избранники, отталкивая друг друга локтями и плечами, рвались к микрофонам, чтобы публично донести на коллегу, выгородить себя… Вот вам живой ответ на вопрос, каким образом в 1937 году страна захлебнулась в лавине доносов! Неужели все четыре миллиона (!) лживых доносов были написаны или инспирированы НКВД? Нет! Достаточно взглянуть на сегодняшних народных избранников…».

    А вот пишет немецкий историк Карл Шлегель:

    «Террор, инициированный верхушкой во имя великой цели избавиться от врагов, был с готовностью подхвачен и использован множеством структур и граждан для решения своих проблем».

    Также исследователи сообщают, что в начале 1938 года ЦК ВКП(б) поручил тогдашнему шефу НКВД Николаю Ежову подготовить региональную статистику политических донесений советских граждан друг на друга за последние четыре года, с 1934 по 1937 год. В итоге выяснилось, что бдительные граждане СССР за четыре года накатали друг на друга 4 миллиона 340 тысяч 86 доносов. Отмечалось, что больше всего доносов органы НКВД получили в южных районах страны, меньше – в северных.

    Южные районы — это как раз Средняя Азия и Казахстан. Что касается последнего, например, то сами же казахстанские исследователи отмечают: в республике все началось не в 1937 году, а намного раньше — еще в начале 1920 годов. В своем исследовании «Страшное оружие – казахский донос…» философ и историк из Казахстана Сейткасым Ауелбеков упоминал, что в 1925 году секретарь Актюбинского губкома Исаак Беккер послал в ЦК ВКП(б) секретное письмо. Там сказано:

    «В группировочной вражде группы не брезгуют никакими средствами оклеветать работника, закидать его грязью, обвинять во всевозможных преступлениях. Есть обычный прием – подставляются десятки свидетелей для суда, формальности все соблюдены, и можно судить… Понятно, что юридические обвинения обоснованы, но фактически не судятся благодаря тому, что каз/ахские/работники одного и того же рода тормозят эти дела, и с другой стороны собирают материал на другую противную группу и список подсудимых ответственных работников растет».

    Исследователи также упоминают, что в 1920 годы в Казахстане между собой боролись три группировки — ходжановская, сейфуллинская и мендешевская. Названы они так по фамилиям лидеров — Султанбека Ходжанова (по его предложению I Всесоюзный Съезд Советов 1922 года восстановил название народа — казахи), Сакена Сейфуллина и Сейткали Мендешева. Все трое — видные советские и партийные функционеры того времени. Всех троих расстреляли в 1938 году.  О том, как они сводили между собой счеты, мы сейчас можем судить лишь по косвенным фактам. Вот, к примеру, заместитель ответственного секретаря Казахского крайкома ВКП(б) как-то воскликнул: «Как вы, казахи, друг на друга писать-то любите!». Этого замответсека звали… Николай Иванович Ежов. Да-да, это он — будущий нарком внутренних дел СССР, при котором был «тот самый 37-й».

    Читать также:
    2100-летняя могильная яма в Монголии повествует о казненных ханьских солдатах

    Стенка на стенку

    В доносах на своих оппонентов современные историки Казахстана обвиняют и Турара Рыскулова — тоже не последнего деятеля истории СССР и Советского Казахстана, в частности. Тем более что его письмо, где он прошелся по алашординцам, о которых мы уже писали, давно стало достоянием гласности. Исследователи склонны полагать, что Рыскулов так ополчился на своих земляков потому, что на XII Съезде Советов Туркестанской АССР, состоявшемся в начале января 1924 года, его не переизбрали председателем Совнаркома республики.

    Что любопытно, Рыскулов в своих «докладных записках» в 1920 годах, видимо, до того надоел Москве, что за бывших функционеров «Алаш-Орды» заступилось… ОГПУ. Один из создателей ВЧК, а тогда — начальник Восточного отдела ГПУ Яков Петерс просил Сталина

    «обратить серьезное внимание на ту групповую борьбу и СКЛОКУ (выделено источником — Д. О.), которую ведет тов. Рыскулов».

    В 1937 году Рыскулова (к тому времени — заместителя председателя Совнаркома РСФСР) арестовали: по обвинению в пантюркизме. На допросе (протокол сохранился) Рыскулов рассказывал о создании единого на весь регион пантюркистского центра.

    Следователь задал ему вопрос:

    «Скажите, кто кроме названных вами членов пантюркистского центра входил в состав пантюркистской организации на местах?».

    Рыскулов ответил:

    «По Киргизии привлечены были к деятельности организации, завербованные АБДРАХМАНОВЫМ (здесь и далее выделено в источнике, орфография и пунктуация сохранены— Д. О.) — бывшим председателем СНК Киргизии, председатель ЦИК УРАЗБЕКОВ, ИСАКЕЕВ, САДЫКОВ Абдул-Кирим, ХУДЛИКУЛОВ, ТОКПАЕВ, АЙДАЙБЕКОВ и другие, фамилии которых сейчас не помню».

    Речь здесь идет о советских и партийных функционерах Советской Киргизии — Жусупе Абдрахманове, Абдыкадыре Орозбекове, Баялы Исакееве, Абдыкериме Сыдыкове, Рахманкуле Худайкулове, Турдалы Токбаеве и Иманалы Айдарбекове. Всех этих людей расстреляли в 1938 году. Кроме Худайкулова. О нем пишут: «Пропал без вести в лагерях».

     В Советской Киргизии, как бы официально она ни называлась все это время, тоже была своя групповая борьба. Тогда выделялись две крупные группировки — сыдыковцы и худайкуловцы.

    Историк и педагог Асыл Болпонова писала:

    «На Учредительном съезде Горной области, открывшейся 4 июня 1922 г., разыгралась ожесточенная групповая борьба (были зафиксированы случаи массовой драки) между сыдыковцами и худайкуловцами. Борьба разгорелась вокруг вопроса о создании самостоятельной кыргызской Горной области. При всем согласии сыдыковцев, худайкуловцы выступили против этого вопроса, мотивируя тем, что уровень экономического и культурного развития кыргызов еще недостаточен для самостоятельной государственности».

    Впоследствии все эти товарищи тоже писали доносы друг на друга. Как сообщали современники, даже борьбу с троцкизмом в некоторых парторганизациях Средней Азии и Казахстана называли «борьбой племен Ленина и Троцкого». Дальше этого уже — просто некуда.

    Безусловно, на эту тему можно писать еще очень много. Но ясно одно: если так называемые «отцы казахской и кыргызской государственности» с кем-то и боролись, то только сами с собой. И русские здесь — точно ни при чем.

    Что бы там ни говорили, все эти группы и кланы вовсе не были невинными овечками. Среднеазиатское восстание 1916 года, Гражданская война, борьба с басмачами — все это отнюдь не способствует кротости общества. Эти люди были, продолжая образный ряд, самыми настоящими волками, не боящимися ни чужой, ни своей крови. В борьбе друг против друга они апеллировали к Москве, а в случае неудачи — все сваливали на нее же. Такое поведение у казахов называется «Аламанды». Это когда думаешь о том, как принести пользу обществу, но не можешь переступить через собственное «я». Как следствие, со временем перестаешь признавать власть тех, кого выбрал собой руководить. И выход из этого положения — только один: чья-то смерть. Хуже всего — если это будет смерть невинных людей, прежде чем тебя самого сведут в расстрельный подвал.

    Вот об этом говорить в Средней Азии сейчас почему-то не принято. И совершенно напрасно: может быть, выводы были бы совершенно иными…

    Новое на сайте

    Высокий уровень взаимодействия

    Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов принял генерального секретаря ТюркПА Рамиля Гасана. Ерлан Кошанов поздравил Рамиля...

    Оренбургский завод прекратил прием газа с Карачаганака: газоснабжение Казахстана не затронуто

    Астана. 19 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Оренбургский завод временно прекратил прием сырого газа с...

    Атака на Оренбургский ГПЗ: газоснабжение Казахстана не затронуто – Минэнерго

    Министерство энергетики Казахстана держит ситуацию на контроле и находится в постоянном взаимодействии с российской...

    Больше подобного

    Высокий уровень взаимодействия

    Председатель Мажилиса Ерлан Кошанов принял генерального секретаря ТюркПА Рамиля Гасана. Ерлан Кошанов поздравил Рамиля...

    Оренбургский завод прекратил прием газа с Карачаганака: газоснабжение Казахстана не затронуто

    Астана. 19 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Оренбургский завод временно прекратил прием сырого газа с...