Воскресенье, 19 октября, 2025
More
    ДомойМнениеГород-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Опубликовано

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Алматы / фото наш сайт

    Одна из знаковых урбанистских тенденций в последних лет — это «раскупоривание» городов: сокращение искусственных покрытий (асфальт, бетон, плитка) в пользу естественных поверхностей и зелёных зон. Это не только делает города уютнее и красивее, но и помогает бороться с волнами жары летом и потопами во время осадков и снеготаяния. В Алматы всё наоборот — активно продолжается закупоривание города и закатывание в асфальт всё новых поверхностей. 

    На прошлой неделе в Алматы состоялась конференция, посвящённая продвижению концепции города-губки (Sponge City) и внедрению в городскую среду близких к природным решений (nature-based solutions / NbS). Это то, что способно спасти мегаполис от масштабных подтоплений во время осадков и снеготаяния и от изнуряющей жары летом. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    «Город-губка — это модель городской среды, в которой вода используется максимально эффективно. В традиционных городах, особенно в Алматы, где много асфальта и бетона, дождевая вода просто стекает в арыки и канализацию. Это приводит к подтоплениям внизу города, а в верхней части воды всегда не хватает. Город-губка решает этот вопрос за счёт природных решений. Вода должна впитываться в почву, а не стекать по асфальту. Для этого используют дождевые сады, зелёные крыши, проницаемые покрытия, системы сбора дождевой воды. Всё это помогает воде задерживаться в городе, а не уходить бесследно»,объяснил алматинский архитектор Владислав Филатов. 

    Организатором мероприятия выступил Urban Forum Kazakhstan, а основными спикерами стали Сурава Кумара Бисваса из Франции и Ханью Ши из Китая. Вообще создателями данной концепции считаются китайские урбанисты, так как в нулевые годы китайские города столкнулись с проблемой мощнейших наводнений, вызванных ошибками в градостроительстве и стремительной непродуманной застройкой.

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    «Было интересно услышать, как разные эксперты интерпретируют идею города-губки. Например, Ханью Ши из Turenscape напомнил, что это не просто инженерная концепция, а философия уважения к природе — возвращение воде пространства, которое мы у неё отняли. А Сурав Бисвас подчеркнул, что даже в регионах с малым количеством осадков можно применять принципы Sponge City — речь не только о дожде, но о бережном обращении с каждым источником воды»,отметил руководитель Urban Forum Kazakhstan. 

    По его мнению, эта мысль особенно актуальна для Алматы и других городов Центральной Азии. Так как здесь рассуждают о климатической адаптации в терминах технологий, крупного строительства бетонных гидрологических объектов, но спикеры пояснили, что решение начинается с изменения мышления — не бороться с водой, а работать с ней. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Разрабатывать эту тему Urban Forum Kazakhstan начал в прошлом году. Его представители провели информационную кампанию, работали с учёными, практиками, журналистами и инфлюенсерами, провели дизайн-лабораторию для сотрудников госорганов и профессионального сообщества. И обе этих целевых группы в этом году уже сами стали проводниками этой темы. 

    «Мы очень рады видеть устойчивый интерес со стороны городской администрации к теме города-губки, а темой главного события в казахстанском мире ландшафтной архитектуры — фестиваля Almaty Garden Show — тоже в этом году стал города-губка»,заявил Адиль Нурмаков. 

    По его словам, при благоустройстве начали использовать проницаемые покрытия, которые позволяют воде уходить в почву. Появляются проекты с озеленением многолетниками и разнотравьем, мульчированием почвы, что помогает удерживать влагу. Это важные и правильные шаги. 

    Но многие из этих решений пока внедряются точечно и несистемно, как элементы благоустройства, а не как часть целостной водной политики города. Чтобы они действительно работали, нужен комплексный подход: понимание, куда и как движется вода в городе, какие зоны можно сделать губчатыми, где восстанавливать естественную фильтрацию. И тогда даже привычные, плановые решения вроде озеленения станут частью более масштабной экосистемы, работающей на устойчивость города.

    Читать также:
    Дело о захвате аэропорта: адвокаты настаивают, что весь процесс сопровождался нарушениями

    Но абсолютное большинство муниципальных проектов по благоустройству и реконструкции объектов и территорий не только не соответствуют стратегии города-губки, но полностью ей противоречат. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Чаще всего они сводятся к тому, чтобы заасфальтировать/забетонировать как можно большую площадь, затем покрыть резиной или плиткой и установить детские конструкции, тренажёры и лавочки. Растущие деревья помещаются в маленькие квадратики и начинают потихоньку чахнуть и нередко погибают через несколько лет. О том, что они здесь вообще росли, напоминают те самые квадратики. Для высадки новых деревьев места почти никогда не оставляют. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    И таким образом детские и спортивные площадки оказываются на солнцепёке, заасфальтированные пространства превращаются в тепловые острова, нагревающие мегаполис в жаркий сезон. А в сезон осадков и снеготаяния они приводят к настоящим наводнениям. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Такая политика постоянно возмущает горожан, так как после каждой такой реконструкции площадь зелёных зон и открытого грунта уменьшается, а асфальта и бетона — увеличивается. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Классический пример: в августе-сентябре этого года управление городской мобильности Алматы (УГМ)  затеяло реконструкцию участка улицы Тлендиева между улицами Толе би и Раимбека, целесообразность которой вызывает сомнения. В прошлые годы здесь на отдельных участках зелёной полосы между дорогой и тротуаром вырубили деревья и сделали автопарковки. В ходе реконструкции эти автопарковки ликвидировали, а старое асфальтовое покрытие сняли. Это давало возможность восстановить ранее уничтоженную зелёную полосу и высадить новые деревья. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Корреспондент наш сайт живёт на этой улице. Он обратился в УГМ, его заверили, что там сделают зелёную зону. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Но УГМ обмануло. Всё равно залили всё асфальтом. И таких участков в городе очень много. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    Именно такая политика закупоривания земли — одна из основных причин всё более масштабных подтоплений Алматы во время дождей. 

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    В этих условиях самое очевидное направление — это переосмысление арыков и русел рек, считает Адиль Нурмаков. Сейчас большинство из них заключены в бетон и предназначены для того, чтобы уводить воду из города транзитом, быстро и без пользы.

    Город-антигубка: зачем Алматы закатывают в асфальт и бетон и почему это опасно?

    «Она не впитывается в почву, не пополняет подземные водоносные горизонты, а значит, мы теряем бесценный ресурс. Если хотя бы на отдельных участках внедрить губчатые решения (биоканавы, участки с проницаемым дном, зелёные коридоры с водоудерживающими растениями, дождевые сады, пруды биоретенции), то вода могла бы оставаться в городе дольше и работать на него: питать зелёные зоны, снижать жару и улучшать микроклимат», говорит эксперт. 

    Это не требует гигантских инвестиций — скорее, смены подхода: не отводить воду как можно быстрее, упуская множество возможностей для экологии и комфорта в городе, а наоборот, замедлять её и использовать, возвращая природу в город.

    Город-губка делает город удобнее для жизни, добавляет Владислав Филатов. Это:

    • Меньше жары — вода в почве помогает снижать температуру воздуха.
    • Лучшее качество воздуха — деревья и растения фильтруют загрязнения.
    • Уменьшение подтоплений — вода не скапливается на улицах, а впитывается в почву.
    • Более комфортная городская среда — тень от деревьев, зелёные зоны, естественные водоёмы.

    Новое на сайте

    Назначен новый заместитель генпрокурора Казахстана

    Им стал Асхат Жумагали, передает наш сайт ...

    Россия намерена снять ограничения на поставки пшеницы из Казахстана

    Москва. 18 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Россия с 20 октября намерена снять ограничения на...

    Мангистауская область и Япония укрепляют туристические связи

    В Мангистаускую область с ознакомительным визитом прибыли десять ведущих туроператоров Японии. Тур организован департаментом...

    Больше подобного

    Назначен новый заместитель генпрокурора Казахстана

    Им стал Асхат Жумагали, передает наш сайт ...

    Россия намерена снять ограничения на поставки пшеницы из Казахстана

    Москва. 18 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Россия с 20 октября намерена снять ограничения на...