Понедельник, 15 декабря, 2025
More
    ДомойЦентральная АзияВ Казахстане назрела необходимость возродить Министерство нефти и газа…

    В Казахстане назрела необходимость возродить Министерство нефти и газа…

    Опубликовано

    В Казахстане назрела необходимость возродить Министерство нефти и газа…

    В нашей стране снова заговорили о необходимости реанимировать Министерство нефти и газа. Напомним, что оно было упразднено в 2014 году в рамках реформы государственного управления, предусматривавшей слияние и укрупнение целого ряда ведомств, – его функции и полномочия передали созданному тогда же единому Минэнерго. Активизация дискуссии вокруг данной темы вполне понятна: сегодня страна столкнулась одновременно с геополитическими, экономическими и технологическими вызовами. И этот вопрос приобретает особую важность с точки зрения национальной безопасности, эффективности государственного управления, создания более адекватной модели развития отечественной экономики.

    Можно ли объять необъятное?

    Принятое в 2014 году решение объединить Министерство нефти и газа с другими энергетическими ведомствами имело рациональные объяснения: преследовалась цель минимизировать дублирование функций, упростить координацию и улучшить управляемость отраслью. Для того времени такая логика была актуальной, однако впоследствии ситуация кардинально изменилась. Сегодня энергетика — это не единая отрасль, а совокупность нескольких самостоятельных секторов, каждый из которых требует специализированного государственного управления:

    • нефтегазовая добыча и экспорт;
    • газовый рынок и газификация;
    • нефтепереработка и нефтехимия;
    • урановая отрасль;
    • электростанции и теплоэнергетика;
    • атомная безопасность;
    • возобновляемые источники энергии.

    Объединение всех этих сфер деятельности под одной крышей вряд ли отвечает современным вызовам. А анализ Положения о Министерстве энергетики, официального документа, утвержденного постановлением правительства РК, показывает, что оно перегружено разнонаправленными функциями – его можно назвать скорее мега-ведомством, чем профильным органом. В нем сосредоточены:

    • нефть и газ;
    • нефтегазохимия;
    • недропользование в части углеводородов;
    • газоснабжение и магистральные трубопроводы;
    • добыча урана;
    • атомная энергия и радиационная безопасность;
    • теплоэнергетика;
    • электроэнергетика;
    • развитие ВИЭ;
    • надзорные и контрольные полномочия.

    Такой масштаб подтверждается количеством подведомственных организаций – это и межрегиональные инспекции, и атомные центры, и департаменты надзора, и региональные управления.

    Потеря фокуса и глубины

    Именно здесь и кроется системная проблема: ныне существующее министерство вынуждено выполнять функции нескольких разных ведомств, каждое из которых в развитых странах является самостоятельным. Министр энергетики должен в постоянном режиме заниматься широким кругом не связанных друг с другом задач: разруливать ситуации, чреватые возможными авариями на ТЭЦ; проводить тарифную политику; координировать строительство ЛЭП; курировать атомную и урановую сферу; реагировать на газовый дефицит; решать вопросы, касающиеся добычи и экспорта нефти; участвовать в переговорах по СРП; держать в поле зрения развитие нефтехимии и т.д.

    Обеспечить на практике одинаково высокое качество проработки решений по всему этому спектру разнородных задач нереально. Как следствие, теряются и фокус внимания, и стратегическая глубина. Что сказывается в том числе на состоянии нефтегазовой отрасли – критически важной для Казахстана.

    Стратегическая отрасль или лишь одна из многих?

    Нефть и газ — это от 50 до 70% экспортных поступлений в страну; более трети доходов государственного бюджета; фундамент энергетической безопасности; сырьевая база для нефтехимии; очень значимый элемент геополитического веса Казахстана. Однако сегодня нефтегазовая сфера является лишь одним из многих направлений деятельности Минэнерго, и это обстоятельство приводит к негативным последствиям, среди которых можно выделить следующие:

    • отсутствие единого комплексного долгосрочного документа (уровня стратегии), касающегося газа и рассчитанного на период до 2035–2040 гг.;
    • задержки, а также неоднозначность решений по нефтехимии и строительству четвёртого НПЗ;
    • необходимость постоянно «ручного» управления экспортными потоками через Каспий и Чёрное море;
    • периодически возникающий дефицит газа в регионах;
    • сложные и затяжные переговоры по СРП из-за высокой юридической и финансовой нагрузки.

    Это не вина конкретных людей, а следствие самой архитектуры управления.

    Нефтехимия и СРП как примеры

    На уровне политики Казахстан стремится перейти от экспорта сырья к его глубокой переработке. Однако на практике реализация крупных нефтехимических проектов продвигается медленнее, чем это желательно и возможно, а решения о строительстве новых мощностей нередко затягиваются.

    Читать также:
    ХАМАС вернул тела еще четырех погибших израильских заложников. Трамп объявил о начале второго этапа мирного урегулирования в секторе Газа

    Причина – структурная. Развитие нефтехимии требует глубокого анализа сырьевой базы (этан, пропан), долгосрочных финансовых моделей, работы с глобальными рынками, взаимодействия с газотранспортной инфраструктурой. Но сегодня это лишь одна из множества задач, стоящих перед министерством, и, видимо, не самая для него приоритетная в условиях постоянных кризисных ситуаций в энергетике и необходимости принимать болезненные для общества решения в сфере тарифной политики.

    Что касается Соглашений о разделе продукции (СРП), то уже упомянутое Положение о Минэнерго прямо обязывает его вносить в них соответствующие изменения и заниматься сопровождением сопутствующих документов. В таком случае возникает вопрос о целесообразности существования ТОО PSA.

    А главное – проекты уровня ТШО, Карачаганакского и Кашаганского представляют собой сложные международные системы с многомиллиардными бюджетами и юридическими конструкциями. В переговорах по ним важны постоянство команды, высокий уровень отраслевой экспертизы, финансовая и правовая компетентность, скорость принятия решений. Но когда такие переговоры приходится вести параллельно с принятием срочных мер, скажем, в теплоэнергетике, газоснабжении и атомном надзоре, это неизбежно снижает фокус внимания и повышает вероятность ошибок.

    Геополитический фактор

    С 2022 года Казахстан находится в условиях повышенной энергетической турбулентности, которая проявляется в ударах беспилотниками по объектам КТК; во временных ограничениях и удорожании операций в Чёрном море из-за военных рисков; в санкционном давлении на российскую инфраструктуру; в усилении конкуренции между Европой и Китаем за газ; в необходимости поиска альтернативных экспортных маршрутов.

    Такой контекст требует ежедневного мониторинга экспортной логистики, сценарного планирования, дипломатического сопровождения, тесной работы с операторами СРП, анализа рисков в реальном времени. Но Минэнерго по своей структуре является регулятором всей энергетики, а не специализированным органом, ориентированным на управление рисками в нефтегазовом секторе.

    Не шаг назад, а шаг вперёд

    Во многих странах, имеющих крупные нефтегазовые месторождения и активно занимающихся их разработкой, есть отдельные профильные ведомства или специализированные министерства. Это, в частности, Саудовская Аравия, Норвегия, Индия, ОАЭ, Катар… Причина понятна — ведь нефтегазовая отрасль требует собственной управленческой вертикали, отдельной экспертизы, стратегического анализа, постоянной работы с международными партнерами. Для Казахстана, где нефть и газ составляют основу экспорта и формируют значительную долю доходов государства, такой подход особенно актуален.

    Реанимация Министерства нефти и газа позволит добиться:

    *сфокусированного управления ключевой отраслью;
    *ускорения принятия решений;
    *повышения качества переговоров по СРП;
    *прогресса в развитии нефтехимии;
    *формирования полноценной газовой стратегии и более активной поддержки отечественных недропользователей;
    *более успешного управления экспортными рисками;
    *улучшения инвестиционного климата;
    *более предсказуемого и эффективного взаимодействия между бизнесом и государством.

    Это не политический жест, а институциональный ответ на вызовы, с которыми Казахстан сталкивается сегодня.

    Каким видится разделение функций в случае возрождения Министерства нефти и газа? К нему отойдут нефть и газ; вопросы, связанные с СРП; нефтехимия; экспортная политика; реформа в газовой сфере; сырьевые модели; международные переговоры. Тогда как у Минэнерго останутся электроэнергетика; теплоэнергетика; тарифы; ВИЭ; энергосбережение.

    Такое распределение функционала соответствует международной практике, где стратегические отрасли имеют свои институциональные центры управления.

    Вместо резюме

    Ныне существующее Министерство энергетики – это перегруженная конструкция, в которой нефтегазовая политика неизбежно теряет фокус, скорость и стратегическую глубину.

    Кризисы 2022–2025 годов, от аварий и дефицитов до рисков, связанных с экспортом, подтверждают: главная проблема – не в людях, а в архитектуре управления. Поэтому восстановление Министерства нефти и газа представляется логичным и необходимым в современных условиях шагом, который позволит Казахстану:

    • усилить свою экономическую устойчивость;
    • повысить качество управления;
    • снизить риски;
    • ускорить развитие перерабатывающих производств;
    • укрепить международные позиции страны;
    • сформировать долгосрочную энергетическую стратегию.

    В мире, где энергия стала инструментом геополитики, Казахстан больше не может позволить себе управлять нефтегазовым сектором «между делом». 

    Новое на сайте

    Для давления на США Киев выдает фейки о ситуации в Купянске

    Украина вводит в заблуждение США ложными информационными вбросами о ситуации на линии фронта для...

    В МВД рассказали о самых распространенных видах мошенничества

    Астана. 15 декабря. KAZAKHSTAN TODAY - Мошенники используют разные методы, в том числе социальную...

    Больше подобного