
Астана. 3 декабря. KAZAKHSTAN TODAY — Развитие авиахабов в стране является одним из приоритетных направлений совершенствование транспортно-транзитной сферы. Об этом на совещании по развитию региональных авиахабов сообщил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Глава государства призвал эффективно использовать географические преимущества страны, которая находится на пересечении основных воздушных коридоров между Европой и Азией. Он подчеркнул, что в Центральной Азии и на Южном Кавказе нарастает конкуренция за транзитные потоки. Вместе с тем разгорается борьба за инвестиции в транспортно-логистическую отрасль.
Важно понимать, что если сегодня не будут предприняты смелые и решительные шаги, мы рискуем упустить наши возможности», — отметил президент.
Глава государства подверг критике профильные министерства, которые затягивают решение назревших проблем развития отрасли и принятие соответствующих мер.
Президент поручил правительству незамедлительно приступить к работе и в оперативном режиме решить конкретные вопросы. Отдельное он остановился на вопросе пересмотра текущей тарифной политики аэропортовых услуг.
На протяжении последних 10 лет они были повышены лишь один раз, в этом году. Сдерживание тарифов, как показывает практика, приводит к высокому износу инфраструктуры. Пересмотр тарифов должен гарантировать улучшение сложившейся ситуации. Вместе с тем необходимо обеспечить сбалансированный подход без резкого повышения цен. Внедрение принципа «тариф в обмен на инвестиции» должно стать базовым условием развития отрасли на ближайшие годы. Создание благоприятного делового климата — стратегическая задача. Следует внимательно выслушать инвесторов. Вызывает вопросы чрезмерная зарегулированность неавиационных услуг в аэропортах. Сложные бюрократические процедуры отбора компаний путем проведения конкурсов, ограничение сроков действия договоров — все это надо прекращать», — потребовал Токаев.
Также глава государства поручил окончательно решить вопросы по авиатопливу. По его словам, развитию отрасли мешают две основные проблемы — высокая цена и недостаточные объемы внутреннего производства.
Для начала, в ближайшие три года, требуется нарастить объемы производства внутри страны, обеспечить диверсификацию импортных поставок. Разумная конкуренция должна сохраняться. Все изменения в регулировании должны осуществляться поэтапно и адресно, не нарушая устойчивости поставок топлива. Следующим шагом должно стать создание научно-исследовательского института авиации и лабораторий сертификации топлива на базе действующих организаций. правительству совместно с Антимонопольным органом следует безотлагательно принять комплекс мер по решению этих вопросов», — сказал президент.
Вместе с тем, Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости поддержать деятельность первой Национальной грузовой авиакомпании, которая будет в скором времени создана в стране. Он указал на необходимость разработки пакета мер на предстоящие 3-5 лет по поддержке отечественных грузовых компаний. Основная цель — развитие мультимодальной логистики через стимулирование компаний к созданию добавленной стоимости. Важным элементом формирования транзитных авиапотоков является развитие флота воздушных судов.
Кроме того, президент остановился на проблеме дефицита в Казахстане грузового авиатранспорта.
Правительство должно внимательно рассмотреть вопрос о снятии ограничения на эксплуатацию грузового авиатранспорта старше 25 лет. В США средний возраст самолетов авиакомпании FedEx составляет 28 лет, компании UPS — 30 лет, а британской авиакомпании One Air — 33 года. Таких примеров немало», — отметил Касым-Жомарт Токаев.
По мнению президента, не менее остро стоит вопрос подготовки профессиональных кадров для авиаотрасли. Он поручил кабмину принять меры по реформированию системы подготовки кадров.
В заключение президент подчеркнул, что задача по развитию транспортно-логистической сферы будет находиться под его личным контролем.
Напомним, Казахстан готовит масштабную модернизацию аэропортов Астаны и Алматы.
Ранее Токаев поручил активнее использовать авиаперевозки для бесперебойной поставки сельхозпродукции на экспортные рынки.
Казахстан планирует вдвое увеличить авиапарк к 2030 году. На сегодняшний день парк воздушных судов в Казахстане насчитывает 104 единицы, в том числе 6 новых самолетов типа Airbus A320 и 1 новый самолет Boeing 737 MAX 8, поставленные в первом полугодии 2025 года. До 2030 года парк пополнится еще 103 самолетами, что увеличит его до 216 единиц.