Воскресенье, 13 апреля, 2025
More
    ДомойМнениеСколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет...

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Опубликовано

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    наш сайт возобновляет проект «Нет дорог — нет налогов». Мы снова выходим на асфальт, чтобы продолжить объяснять, почему в Казахстане плохие дороги. В рамках проекта читатель может делиться своими проблемами и отправлять в бот редакции снимки убитых дорог, а мы покажем их чиновникам. 

    В этом материале — о том, сколько стоит укладка дорожного полотна по документам, найденным в открытом доступе, и как вообще происходит этот процесс.

    Если зима — снег убрать, если лето — асфальт полить, вывезти весь мусор. Так поступают со строительной площадкой перед началом работ. На территории будущей дороги ставят ряд санитарно-бытовых зданий. Это места отдыха для рабочих, к ним дорожки укладывают щебнем или чем-то твёрдым. На всей территории устанавливают освещение.

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Допустим, частная компания выиграла лот на госзакупках, ей одобрили проект на ремонт дороги или какой-нибудь новой ветки.

    Сколько стоит? 

    Смотрим, во сколько оцениваются подобные лоты на сайте государственных закупок. На реконструкцию проспекта Райымбек батыра с организацией транспортно-пересадочных узлов с учётом реорганизации и формирования транспортного каркаса города Алматы выделили почти 21 млрд тенге.

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Закупка состоялась ещё в марте 2025 года.

    Райымбек батыра — это тяжёлый и нагруженный участок в Алматы, сложность и затратность проекта очевидны.

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    В одном из документов, который сопровождает лот, помимо подробного описания предстоящих между государством и компанией отношений, есть пункт, который не позволит нам показать читателю «чек». Что-почём покупали, кому платили — мы пока не узнаем: проект только начали реализовывать.

    «Не раскрывать без предварительного письменного согласия заказчика содержание технической̆ документации, представленной заказчиком или от его имени другими лицами, за исключением того персонала, который привлечён подрядчиком для исполнения условий договора. Указанная информация должна предоставляться этому персоналу конфиденциально и в той мере, насколько это необходимо для исполнения обязательств»,  говорится в договоре.

    Находим другой интересный проект, средний ремонт участка дороги к селу Павловское — Карасуский район Костанайской области. Чинили полотно в 2021 году, но информации для анализа много. Для ремонта пяти км дороги нам понадобится:

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Там же говорят, что когда площадку получили, очистили, условия работы обеспечили, строительный ремонт надо вести по требованиям «Сборника типовых технических спецификаций по строительству и ремонту автомобильных дорог».

    Затем начинают срезать лишнее земляное полотно, разрыхлять и уплотнять. Кстати, срезанный асфальт очень часто измельчают, добавляют новые строительные материалы и выходит опять пригодная смесь.

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Перед началом смены проверяют всю технику: заливают воду, заправляют, смотрят, всё ли работает. Рабочие и водители получают инструкции, что и как делать. А ещё заранее убирают лишние предметы с дороги, ставят знаки, осматривают покрытие и подготавливают всё для безопасного и чёткого старта работ.

    Читать также:
    Унижение и риск для жизни: через что прошла в алматинском аэропорту пятилетняя девочка со смертельным диагнозом

    Когда асфальтную кашу разливают, машина движется медленно, примерно пять-семь метров в минуту. После этого грейдер разравнивает всё по ширине дороги, и из полученной смеси делают новое основание трассы.

    После того как слой дороги выровняли, его начинают уплотнять. Сначала проходит гладкий каток весом 12 тонн — он делает четыре прохода по одному и тому же месту. Первые два прохода — с включённой вибрацией, чтобы хорошо утрамбовать основание, а последние два — без вибрации, для более ровного финиша. Всё это сопровождается поливом водой, чтобы смесь лучше схватывалась.

    Следующий этап — основное уплотнение. Здесь используется ещё более тяжёлый каток — 16 тонн. Он делает шесть проходов по тому же следу, тоже с поливом. Это нужно, чтобы слой стал плотным и прочным, пригодным для будущей укладки асфальта.

    Важно помнить, что ширина прохода ресайклера меньше ширины дороги. Поэтому технике приходится обрабатывать дорогу частями — проход за проходом, с небольшим нахлёстом, чтобы не осталось щелей между полосами. Эти нахлёсты называются продольными швами, и чтобы дорога получилась цельной, каждый следующий проход должен немного перекрывать предыдущий — примерно на 10 см.

    При этом добавлять цемент и другие вяжущие материалы нужно только в ту часть, которая ещё не обрабатывалась. Это делается для того, чтобы не нарушить уже подготовленный слой. Самый последний проход — единственный, где цемент распределяется по всей ширине барабана, так как за ним больше не будет перекрытия. Благодаря этому готовая смесь остаётся однородной и крепкой по всей ширине дороги.

    Дальше разметка и знаки. В целом — готово.

    Материалы, которые нужны для «кашицы», — цемент, щебень, отсев, всё по ГОСТу.

    Все затраты считают на основе потраченного времени, методов и материалов.

    Вот такую схему показали в проекте:

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    А вот указаны поставщики материалов.

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Иногда компания, которая берётся за укладку полотна, выполняет работу полным циклом, со своим производством и лабораториями, где можно получить заключение. 

    Читайте также: Проект «Нет дорог — нет налогов»: как строят республиканские трассы в Казахстане

    Вот так дорога, ремонт которой мы читателю пересказали, выглядела до:

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Картинки после, к сожалению нет, может быть, читатели из посёлка расскажут, как эксплуатируется полотно сегодня, спустя четыре года.

    Ремонт этой дороги обошёлся в 209 млн тенге.

    Сколько стоят дороги и как их строят в Казахстане: перезапускаем проект «Нет дорог — нет налогов»

    Редакция обратилась с запросами в Министерство транспорта, Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт, чтобы получить информацию о дорожных технологиях. О том, что удалось выяснить, мы расскажем в следующих материалах.

    Новое на сайте

    64 года назад человек впервые совершил полет в космос

    Астана. 12 апреля. KAZAKHSTAN TODAY - 12 апреля 1961 года стал поворотной точкой в...

    На крупной транспортной развязке в Астане ограничат движение из-за LRT

    В Астане на несколько часов ограничат движение на транспортной развязке из-за строительства LRT, передает...

    Маулен Ашимбаев высказался о подготовке юристов в Казахстане

    Парламентские слушания по вопросам развития юридического образования прошли сегодня в Сенате, сообщает наш сайт со ссылкой на...

    Больше подобного

    64 года назад человек впервые совершил полет в космос

    Астана. 12 апреля. KAZAKHSTAN TODAY - 12 апреля 1961 года стал поворотной точкой в...

    На крупной транспортной развязке в Астане ограничат движение из-за LRT

    В Астане на несколько часов ограничат движение на транспортной развязке из-за строительства LRT, передает...