Среда, 12 марта, 2025
More
    ДомойМнение«Помогать всем нелепо»: почему у Казахстана не получается бороться с бедностью

    «Помогать всем нелепо»: почему у Казахстана не получается бороться с бедностью

    Опубликовано

    «Помогать всем нелепо»: почему у Казахстана не получается бороться с бедностью

    По официальной статистике, уровень бедности в Казахстане неуклонно снижается. Но сами казахстанцы, которые регулярно сталкиваются с ростом коммунальных тарифов, продуктовой инфляцией и вдобавок ждут от властей «подарка» в виде повышения НДС, могут считать иначе.

    О том, как снизить уровень бедности в Казахстане и почему для этого придётся перезапустить всю экономику страны, на своей странице в фейсбуке рассуждает экономист Алмас Чукин. наш сайт публикует его мнение.

    Алмас Чукин обращает внимание на доклад Всемирного банка о благосостоянии жителей Казахстана. Он отмечает, что по официальной статистике бедность с 2006 года снизилась кардинально: с 49,5 % до 5 %. Но, как говорится, есть нюансы.

    «Вроде бы надо порадоваться и продолжать в том же духе. Однако тут есть ряд вопросов к критериям измерений и большой-большой вопрос: что надо сделать, чтобы жить лучше. Первое: кого относить к бедным? У Нацбюро по статистике критерием является величина прожиточного минимума, то есть 46 228 тенге на 2025 год, или где-то 90 долларов в месяц. ООН считает два доллара в день границей крайней бедности. Но на два доллара в день в Африке ещё можно прожить, там тепло и бананы дешёвые, коммунальные за хижину не надо платить, на поле побатрачить пешком можно дойти. А у нас после оплаты коммунальных надо считать, ну и на автобус чуть оставить, чтобы до работы доехать, одежду зимнюю опять же надо. Мне кажется, 50 тысяч маловато, надо бы методику поправить». Алмас Чукин

    Второй важный аспект, который выделяет экономист, — величина подушевого дохода. Чем больше в семье детей (и вообще тех, кто не зарабатывает деньги), тем она беднее. По крайней мере, по официальной статистике.

    «Если мужчина зарабатывает 300 тыс. тенге в месяц и живёт один, то он у нас середина среднего класса. Если он женился, и жена не работает — они уже в нижнюю часть среднего класса съехали, разделив по 150 тысяч на душу. А заведя двух детей, они прямо в „бедняки“ попадают с 75 тыс. тенге на одного», — указывает Алмас Чукин.

    Стоит учесть и различия в зарплатах на региональном уровне. Например, на юге страны семьи больше, зарплаты меньше, а безработица выше — но в то же время цены там ниже, а сельского населения, имеющего подсобные хозяйства, больше.

    «Среднего класса» в Казахстане действительно становится больше. Проблема в том, что низший средний класс растёт (возможно, в силу методологии подсчёта), а верхний становится менее многочисленным. Возникает вопрос, насколько эффективно государство помогает «социально уязвимым слоям населения», которых в стране всё больше. 

    «Необходимо корректировать социальную помощь, делая её более адресной. Помогать всем нелепо, ведь помогаем мы из общего кармана. Помогать надо больше детям, чем взрослым. Кстати, в рамках налоговой реформы надо обязательно давать льготы семьям на детей, ведь люди сами добровольно берут на себя значительную финансовую нагрузку». Алмас Чукин

    Экономист напоминает, что Казахстан попал в так называемую «ловушку среднего дохода»: страна вышла на средний уровень по заработкам, преимущества дешёвого труда и возможности быстрого роста за счёт массового вовлечения в производство исчерпаны. Занятость и так достаточно высокая — пора подумать не о том, чтобы трудиться больше, а о том, чтобы делать это эффективнее. На первый план выходит производительность труда. Но как тогда избежать сокращений и «оптимизаций»?

    «Наши бизнесы не могут платить больше, поскольку есть мировой рынок и есть мировая цена. Поэтому для того, чтобы поднялась зарплата рабочих, надо, чтобы их было меньше. Если то, что раньше делали 100 человек, теперь будут делать 70, можно частично экономию зарплаты 30 сокращённых раскидать по оставшимся. А вот просто так люди производительнее работать не станут. Нужны инвестиции в новые технологии и оборудование. А для этого нужны инвестиционные деньги. А для этого нужны кредиты и капитал в виде инвестиций. А этого у нас не очень хватает, поэтому рост производительности труда в последние годы практически остановился», — объясняет Алмас Чукин.

    Экономист считает, что качество госуправления страдает из-за того, что казахстанские чиновники (рядовые служащие, а не министры и их заместители) зарабатывают слишком мало.

    «Недавно зашёл на сайт Минэкономики и посмотрел вакансии. Висит 16 мест, выбрал одно, самое верхнее, уровень С4 (это высокий уровень главспеца) — зарплата 264 тыс. тенге. Посмотрел на результаты конкурса. Конкурс не состоялся, на все 16 вакансий не поступило ни одной заявки. О какой экономической политике можно говорить, если туда уже и не очень подготовленные не идут, просто пустые стулья в кабинетах? Да и кто пойдёт, если у кандидата есть двое детей, то он сразу в категорию бедняков попадёт по нашим критериям». Алмас Чукин

    По словам эксперта, секрет борьбы с бедностью — не в прямой раздаче денег из бюджета, а в том, чтобы обеспечить реальный рост экономики. С 2006-го по 2013-й, когда экономика Казахстана интенсивно росла, бедность сократилась почти в пять раз (с 49 % до 11 %). А снова расти она начала в период кризиса 2014–2016 годов. С 2017-го экономика вновь растёт, но слишком медленно. И за это время социальный портрет бедняка в Казахстане изменился: сейчас это уже не пожилой человек, а молодой и с детьми.

    Читать также:
    В Казахстане мясо и мясопродукты подорожали на 6% за год

    Казалось бы, широко обсуждаемое повышение налогов могло бы дать бюджету дополнительные деньги, чтобы помогать малообеспеченным. Но это путь в никуда.

    «В текущем бюджете на прямые выплаты пособий нуждающимся и на детей тратится примерно триллион. С новыми налогами, может, удастся подкинуть ещё полтриллиона, но это не решит проблемы. Простая раздача денег порождает и иждивенческие настроения порой, поэтому помощь должна носить более адресный характер. Помогать тем, кто не в состоянии сам выбраться из трудностей, и не забыть пенсионеров, которые уже всё отдали работе. За налоговой реформой должна последовать колоссальная работа по экономической реформе, иначе мы дальше можем так и остаться в этой ловушке. Мотор экономики барахлит, его надо перезапустить, а то пока мы научились только быстрый рост инфляции делать», — заключает Алмас Чукин.

    О том, почему за экономические просчёты правительства придётся расплачиваться всем казахстанцам, мы подробно рассказывали здесь.

    Новое на сайте

    Больше подобного