Глава государства 12 февраля подписал указ, вносящий изменения в протокольное старшинство должностных лиц. Новый табель о рангах вызвал дискуссии в Казнете. наш сайт обратилась к политологу Эдуарду Полетаеву, чтобы он объяснил, зачем нужны эти изменения.
Напомним, что теперь структура старшинства выглядит так:
- Президент
- Премьер-министр
- Председатель сената
- Председатель мажилиса
- Госсоветник
- Руководитель Администрации президента
- Экс-президенты
- Председатель Конституционного суда
- Председатель Верховного суда
- Председатель Национального банка
- Первый вице-премьер
- Первый заместитель руководителя Администрации президента
- Секретарь Совета безопасности
- Генеральный прокурор
- Председатель Комитета национальной безопасности
- Председатель Центральной избирательной комиссии
- Управляющий делами президента
- Председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»
- Председатель Высшей аттестационной комиссии
- Вице-премьеры (по дате назначения)
- Помощники президента (по дате назначения)
- Начальник канцелярии президента
- Председатель Высшего судебного совета
- Заместитель председателя сената
- Заместитель председателя мажилиса
- Министр внутренних дел
- Министр обороны
- Министр иностранных дел
- Начальник Службы государственной охраны
- Председатели агентств, непосредственно подчинённых и подотчётных президенту (по дате назначения)
- Руководитель Аппарата правительства
- Министры (по дате назначения)
- Советники президента
- Акимы областей, городов республиканского значения и столицы (по дате назначения).
- Специальные представители президента
- Руководитель представительства президента в парламенте
- Заместители секретаря Совета безопасности
- Начальник Службы протокола президента
- Пресс-секретарь президента
- Заместитель председателя Конституционного суда
- Депутаты парламента (в алфавитном порядке фамилий на государственном языке)
- Председатель правления Национального управляющего холдинга «Байтерек»
- Уполномоченный по правам человека
- Кавалеры ордена «Алтын Қыран» и лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы» и «Қазақстанның Еңбек Epi»
- Руководители структурных подразделений Администрации президента (по дате назначения)
- Судьи Конституционного суда (по дате назначения)
- Судьи Верховного суда (по дате назначения)
- Чрезвычайные и полномочные послы (по дате назначения)
- Уполномоченный по правам ребёнка, уполномоченный по правам социально уязвимых категорий населения и уполномоченный по защите прав предпринимателей
- Руководитель Судебной администрации
- Руководители национальных компаний
- Иные политические и административные государственные служащие
- Руководители казахстанских политических партий и иных общественных объединений
Многих удивило, что советники президента отныне выше министров, а премьер-министр выше спикера сената. Также вызывает вопросы, почему председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» занимает позицию выше многих министров.
По словам Эдуарда Полетаева, обновлённый порядок отражает современные реалии государственного управления. В стране проводят множество общественно-политических мероприятий с участием президента и высокопоставленных чиновников, поэтому протокол должен быть ориентирован на функциональность.
«Здесь важно не то, кто является вторым, третьим или четвёртым лицом в государстве, а чёткое закрепление функций и полномочий каждого члена команды президента. Например, на недавнем расширенном заседании правительства Токаев напомнил, что правительство получило более широкие полномочия. У нас президентская форма правления, и поскольку премьер-министр — глава исполнительной власти, его статус в протокольной иерархии теперь выше и ближе к главе государства», пояснил Эдуард Полетаев.
Советники президента получили более высокий статус, а акимы заняли новое место в иерархии. Это, по мнению политолога, отражает приоритеты государственной политики и стратегические задачи.
«Протокол отражает функциональные обязанности должностных лиц. Теперь советники президента занимают более высокое место в протокольной иерархии, чем акимы, что соответствует их государственным функциям. Эти изменения отражают актуальные и долгосрочные стратегии государства, его приоритеты и задачи. Протокол создан именно для этого — он регулирует порядок официальных мероприятий, закрепляя статус и роль каждого участника. Политика имеет ритуальный характер, включающий в себя государственные символы, правила визитов и нормы политического поведения. Протокольный регламент является частью этой системы и определяет лишь порядок проведения официальных мероприятий», добавил эксперт.
Новый порядок фактически определяет лишь расстановку на мероприятиях: например, теперь премьер-министр будет сидеть выше спикера сената. Однако это не влияет на конституционные полномочия органов власти.
О том, как депутат оценивает правительство Казахстана после года его работы, читайте здесь.