Понедельник, 31 марта, 2025
More
    ДомойМнениеОбманутые клиенты турфирм требуют ужесточить законодательство

    Обманутые клиенты турфирм требуют ужесточить законодательство

    Опубликовано

    Обманутые клиенты турфирм требуют ужесточить законодательство

    Инициативная группа туристов обратилась к председателю мажилиса парламента РК Ерлану Кошанову. В письме потерпевшие подчёркивают, что в Казахстане участились случаи мошенничества в сфере туристических услуг. Это наносит значительный материальный ущерб гражданам и подрывает доверие к отрасли. Обманутые клиенты просят ужесточить законодательство, сообщает наш сайт.

    В письме упоминаются турфирмы Guru Tours, Lehko Travel, «Тропикана» и «Айдана Тур». Общие убытки желающих отдохнуть казахстанцев — сотни миллионов тенге. Например, от деятельности Guru Tours пострадали более 70 человек, они потеряли почти 250 миллионов тенге. За первые три месяца 2025 года стало известно о пяти новых случаях массового обмана туристов. В частности, пострадали клиенты турфирм из Кокшетау, Алматы и Костаная.

    В официальном обращении к мажилисменам указано, что туркомпании работают по принципу финансовой пирамиды: они привлекают средства клиентов, распоряжаясь ими по своему усмотрению, не обеспечивают соответствующие туристические услуги, создавая кассовые разрывы. Обманутые туристы заявляют о проблемах с расследованием и привлечением мошенников к ответственности.

    «Такие компании часто уходят от уголовной ответственности, ссылаясь на гражданско-правовые отношения»,  отмечают они.

    Потерпевшие говорят: со своими клиентами такие фирмы заключают договор и выдают им чеки, поэтому суды и органы уголовного преследования предлагают решать проблемы с несостоявшейся сделкой по правилам гражданского производства. 

     «Решения суда вступают в законную силу, а значит, заявления о привлечении к уголовной ответственности и возбуждении уголовного дела подлежат возврату, мошенники долги не возвращают, у них нет денег на счетах, и они продолжают открывать новые фирмы по наработанной схеме, пользуясь своей безнаказанностью»,  указано в письме. 

    Пока известны только единичные случаи, когда органы уголовного преследования принимают заявления и возбуждают дела. В них фигурирует обычно больше 10 пострадавших.

    «Возбуждают уголовное дело, но тогда возникает проблема в судебном процессе, так как заявления, по которым уже принято решение в гражданско-правовом порядке, судом не принимаются к рассмотрению», говорится в обращении.  

    Активисты просят обратить внимание на низкий порог входа на туристический рынок, отсутствие обязательных лицензий и финансовых гарантий, а также массовое появление на рынке туруслуг так называемых «турблогеров», которые предлагают услуги авторских путешествий. По сути они занимаются самодеятельностью и вводят в заблуждение доверчивых граждан.

    Также в письме упоминается фонд «Түристік Қамқор», цель которого — помощь в возвращении казахстанских туристов на родину в случае проблем с туроператором.

    «По факту же туристы получают отказ и решают возникшие проблемы сами»,  уточняется в письме.   

    Фонд действительно в случае форс-мажора помогает только туристам, которым был выдан туркод. Его наличие можно проверить на сайте.

    Инициативная группа, возглавляемая Ларисой Карчевской, обратилась к Кошанову с просьбой ужесточить законодательство. Они предлагают ряд мер, включая обязательную регистрацию заявлений по фактам мошенничества, если от действий турфирмы пострадало больше  пяти человек, государственный контроль за расследованием и ужесточение уголовной ответственности для турфирм. Также предлагается ввести обязательные банковские гарантии для туркомпаний в размере пяти-семи млн тенге и обязательное страхование их ответственности. Активисты просят обязать компании и организаторов тура вступать в ассоциации туризма с присвоением индивидуального номера.

    «Для вступления в ассоциацию ввести обязательным прохождение обучения либо предоставление официального документа, подтверждающего образование, а также прохождение тестирования на знание норм и правил организации туров и путешествий.  Ввести обязательное страхование туристической деятельности членов ассоциаций. Вести в открытом доступом реестр членов ассоциации, включая исключённых, с указанием причины исключения».  

    Кроме того, активисты предлагают создать горячую линию для жалоб туристов, а также систему депонирования платежей, чтобы деньги клиентов хранились на специальных счетах и поступали туроператору только после подтверждения бронирования.

    «Мы надеемся, что эти меры помогут защитить права граждан и предотвратить дальнейшее развитие мошенничества в туристической сфере», заявила Карчевская.

    наш сайт уже не раз писала про дело Екатерины Корчагиной, владелицы турагентства Guru Tours. Её обвиняют в мошенничестве по статье 190, части четыре, пункту два УК РК. По версии следствия, её действия нанесли клиентам ущерб на сумму не менее 100 млн тенге. В среднем каждый турист лишился внушительных сумм — от 400 тысяч до трёх миллионов тенге. Сама Екатерина считает, что возник кассовый разрыв, который ей не дали закрыть.

    Читать также:
    Chevrolet: пять лет народного признания в Казахстане

    В феврале ещё несколько казахстанских семей столкнулись с серьёзными проблемами из-за работы туристической компании Lehko Travel. Долгожданный отпуск в странах Юго-Восточной Азии сопровождался переносами рейсов, а брони отелей и трансфер из аэропорта отсутствовали. За всё платить отдыхающим пришлось из своего кармана. 

    Новое на сайте

    Погода без осадков ожидается в большинстве регионов Казахстана

    Астана. 26 марта. KAZAKHSTAN TODAY - Большая территория Казахстана будет находиться под влиянием западного...

    Лотереи в соцсетях: казахстанских блогеров предупредили о штрафах и конфискации

    Казахстанских блогеров за рекламу и проведение лотереи могут оштрафовать и конфисковать доход, передает NUR.KZ...

    Больше подобного