После прошлогоднего бюджетного кризиса власти Казахстана отчаянно ищут способы пополнить прохудившуюся казну. В дело идут все доступные способы: от повышения ставки НДС до 80-процентного акциза на бензин, который резко разгонит инфляцию. Мыслями о том, что ещё можно сделать ради пополнения бюджета, поделился политолог Газиз Абишев, сообщает наш сайт.
В своём авторском телеграм-канале эксперт иронично посоветовал правительству «не стесняться» и проявлять больше креативности при сокращении бюджетных расходов.
«Можно, к примеру, перевалить часть ответственности на гражданское общество. Сформировать какую-нибудь чрезвычайную бюджетную комиссию (ЧБК), включив в неё представителей политических партий, членов совещательных органов, экспертов, громких активистов. Предоставить им возможность изучить региональные бюджеты и некритические бюджетные программы гражданских центральных органов. И попросить сформировать пакет предложений по сокращению этих расходов», предлагает Газиз Абишев.
По мнению политолога, общественники и эксперты смогут оценить, насколько критичны для бюджета расходы на перекладку бордюров, реставрацию фонтанов и прочую городскую инфраструктуру. И при необходимости укажут, где местным властям можно «подсушить» экономику, сократив бюджетные траты.
Такой «общественный мандат», считает эксперт, позволит правительству смелее урезать расходы там, где это возможно. И не исключено, что за счёт этого удастся отыскать дополнительный триллион тенге для многострадального казахстанского бюджета. А заодно прикрутить кран, через который государственные деньги утекают в карманы предпринимателей, тесно связанных с чиновниками.
«Понятно, что сокращение целого ряда бюджетных программ (особенно — государственных закупок) в центре и на местах ударит по частным компаниям, их конечным бенефициарам и аффилированным с ними лицам (некоторые из которых находятся на государственной службе). Но время такое, что приходится принимать нелёгкие решения. Косвенно стимулируя бизнес, зависящий от государственных денег, перестраиваться и оптимизироваться под выживание на частном рынке», — резюмирует Газиз Абишев.
Мнение эксперта-экономиста о том, почему новый 80-процентный акциз на бензин принесёт казахстанцам больше вреда, чем пользы, читайте по ссылке.