Содержание
Казахстан теряет инвестиционную привлекательность из-за слишком жёсткой налоговой политики и проигрывает конкуренцию соседям — Кыргызстану и Узбекистану — по привлечению бизнеса. К такому выводу пришла Гульбану Майгарина, казахстанская предпринимательница и председатель Центрально-Азиатской ассоциации франчайзинга, сообщает наш сайт.
На своей странице в Facebook Гульбану Майгарина опубликовала подробный разбор налоговой нагрузки с 2026 года в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане. Ниже мы публикуем её текст с минимальными правками.
«Пока Кыргызстан и Узбекистан удешевляют бизнес и дают уверенность инвестору, Казахстан повышает косвенные налоги и сохраняет высокие ставки для МСБ. Для капитала выбор очевиден.
Мы становимся невыгодными для инвесторов!
По шагам с цифрами.
Казахстан (с 1 января 2026 года):
• НДС: 16 % (было 12 %); порог регистрации — 10 тыс. МРП (около 39,32 млн тенге);
• КПН: 20 % (25 % — банки и игорный бизнес; соцсфера: 5 % в 2026-м, 10 % с 2027-м; АПК — эффективно 3 %);
• ИПН: прогрессия 10 % / 15 %; базовый вычет 30 МРП;
• СНР:
— самозанятые: 0 % ИПН + соцвзносы 4 % от дохода (до 300 МРП в месяц);
— упрощёнка: 4 % с оборота (лимит до 600 тыс. МРП в год), местные власти могут снизить до -50 %;
• налог на роскошь: имущество дороже 450 млн тенге — 2 % от превышения (минимум 2 946 600 тенге).
Кыргызстан (указы 4–5 августа 2025 года):
• амнистия: списание налоговой задолженности до 1 января 2022-го; мораторий на проверки за этот период (ряд исключений);
• налог на имущество (авто): отменён;
• земельный налог для сельхозземель: нулевая ставка продлена;
• единый налог:
— торговля — 0,5 % с выручки (порог выручки повышен до 50 млн сомов);
— производство / продажа ювелирки — 0,25 %;
— для «обезличенных субъектов» — налог на продажу 4 %;
— ставки 0,1 % и 1 % отменены.
Узбекистан (с 1 января 2026 года):
• ИП и самозанятые до 1 млрд сумов оборота — налог с оборота 1 %.
Сравнение на «каждые 100 единиц выручки». Малый бизнес (розница, общепит, сервисы на упрощёнке):
- Казахстан: 4 ед. налога со 100 ед. выручки (в лучшем случае при снижении — 2 ед.);
- Узбекистан: 1 ед.;
- Кыргызстан: 0,5 ед. (для торговли).
Разрыв: Казахстан в 4–8 раз дороже Узбекистана и Кыргызстана для малого бизнеса по «налогу с оборота».
Бизнес на прибыли (условно, маржа равна 10 %).
- Казахстан: КПН 20 % от прибыли ⇒ 2 ед. с 100 ед. выручки (20 % × 10 % = 2 %).
- Узбекистан: 1 ед. (фиксированно 1% с оборота).
- Кыргызстан: 0,5 ед. (для торговли; в отдельных отраслях — 0,25 %).
Чувствительность к марже:
- при марже 5 % в Казахстане эффективная «цена КПН» примерно равна 1 % от выручки (как в Узбекистане 1 %, в два раза выше Кыргызстана — 0,5 %);
- при марже 15 % в Казахстане — уже 3 % от выручки (в три раза дороже Узбекистана и в шесть раз дороже Кыргызстана по единому налогу для торговли).
НДС и конечные цены:
- НДС 16 % (рост с 12 %) — давление на конечную цену / маржу в B2C-секторах.
- Порог НДС 10 тыс. МРП (примерно 39,32 млн тенге) — ниже этого можно жить без НДС, но для растущих компаний барьер наступает быстро.
- Узбекистан и Кыргызстан: в представленных изменениях — фокус на оборотных низких ставках и админ-облегчениях; ценовое давление от НДС в сравнении с Казахстаном — меньше в фокусе реформ.
Администрирование и регуляторные риски
- Казахстан: заявлено сокращение отчётности, ставок и льгот — хорошо, но бюджетно-нейтрально / фискально ужесточающе из‑за повышения НДС и отсутствия радикального снижения ставок для МСБ.
- Кыргызстан: реальные «сигналы доверия»: амнистия долгов, мораторий на проверки за прошлые периоды, простые ставки 0,5 % / 0,25 %.
- Узбекистан: ещё проще: 1 % с оборота для ИП — минимальная неопределённость и предсказуемый кэшфлоу.
Почему Казахстан проигрывает для инвесторов сейчас?
- Налоговая цена роста выше. При масштабировании МСБ Казахстана быстро «попадает» в НДС 16 % и платит 4 % с оборота (даже 2 % после льготы — это в 2–4 раза дороже соседей).
- Конкурентная розница и общепит теряют ценовое преимущество. НДС 16 % давит на конечную цену в B2C — в условиях региональной конкуренции это прямой удар по обороту и марже.
- Менее агрессивная «повестка доверия». На фоне амнистий, мораториев и сверхпростых ставок у соседей Казахстан выглядит как юрисдикция с более высокой фискальной нагрузкой и меньшим набором «стимулов входа».
- Сигналы для капиталоёмких проектов настораживают. Налог на «роскошь» с порога 450 млн тенге — это дополнительный постоянный платёж для части активов (коммерческая недвижимость высокого класса и т.п.), что инвестор трактует как повышение владения активом.
- Секторальные преференции не меняют общей картины. Да, соцсфера и АПК получают льготы, но массовый МСБ — основа инвестиционного притока — видит более высокие постоянные ставки.
Вывод: в треугольнике Казахстан — Кыргызстан — Узбекистан на 2026 год Казахстан — наименее конкурентная юрисдикция для МСБ и розничных проектов.
Причины: высокий НДС (16 %), высокая «цена оборота» (4 % на упрощёнке), отсутствие радикально простых и дешёвых режимов по аналогии с 0,5 % / 1 % у соседей, слабые «сигналы доверия» (амнистии/моратории) в сравнении. Для инвестора это означает более низкую чистую рентабельность и больше регуляторной неопределённости в конечной цене продукта».
Мнение политолога о том, сможет ли Казахстан сохранить текущие темпы экономического роста, читайте по ссылке.