
Фракция партии «Ак жол» — самая активная в Мажилисе в плане количества запросов, адресуемых правительству и другим госорганам. В среднем каждый ее член выступает с ними вдвое чаще, чем другие депутаты. Что же касается качества… Когда «акжоловцы» затрагивают экономическую проблематику, с ними, конечно, можно в чем-то не соглашаться, но в целом они поднимают актуальные темы. А вот когда от них исходят инициативы, касающиеся идеологии, культуры, становится даже как-то неловко…
Недавно они направили премьер-министру РК Олжасу Бектенову запрос, который начинается с призыва-требования «Необходима государственная поддержка формирования в казахской литературе образа героя нового времени!». Судя по тому, что под ним первой стоит фамилия Казыбека Исы, поэта, а в прошлом еще и руководителя ряда СМИ, и что именно он зачитал его текст на заседании парламента, можно даже не сомневаться, кто автор. А поддержавшие однопартийца члены фракции, включая лидера «Ак жола» Азата Перуашева и вице-спикера нижней палаты Данию Еспаеву, похоже, доверились ему и просто поставили свои подписи.
Пусть вас не вводят в заблуждение велеречивые обороты типа «стратегическое духовное партнерство между государством и литературой», которыми обильно сдобрен текст обращения. Главный его смысл прост как медный пятак и сводится к памятной фразе, которой в романе «Золотой теленок» Паниковский третировал Корейко: «Дай миллион, дай миллион…». Конечно, Иса говорит более возвышенно: «Государство должно инвестировать в культуру и через это повышать авторитет писателей и искусства». Но суть в общем-то та же: налицо попытка, воспользовавшись статусом депутата, пролоббировать интересы, в том числе меркантильные, сообщества литераторов, к коему относится инициатор запроса, и пробить для него дополнительное бюджетное финансирование.
Чтобы обосновать свои требования, Иса цитирует слова президента страны, хотя и сказанные по другому поводу, после чего призывает «признать роль писателя как духовного лидера в формировании общественного сознания». Вопрос: в чем должно заключаться такое признание? Во внесении соответствующей нормы в законодательство или в какие-то официальные документы? И что понимать под словом «писатель»? В современном Казахстане любой графоман может издать роман или сборник стихов, стать членом Союза писателей (СП). И только на этом основании он будет вправе претендовать на статус «духовного лидера»?
Во всех цивилизованных, демократических странах такое признание не исходит от власти, не закрепляется на каком-то официальном уровне. Его писатели или другие деятели культуры должны заслужить сами – своим талантом, своими произведениями, своей гражданской позицией. А кого признавать, кого нет, решает исключительно общество. И если сегодня казахстанских литераторов не только не воспринимают как «властителей дум», но и даже просто не читают их книги (подробнее об этом здесь) то в таком отношении им некого винить, кроме самих себя. Кстати, два года назад у нас возродили звание «Қазақстанның халық жазушысы», и с тех пор его удостоены 9 поэтов и прозаиков. Но даже они не могут похвастать вниманием мало-мальски широкой аудитории.
И в продолжение темы, касающейся признания, но теперь уже международного. В депутатском запросе есть один любопытный пассаж: «на протяжении тридцати лет стремление одного человека получить Нобелевскую премию мешало нашим талантливым писателям». Понятно, о ком идет речь. Но ведь Нурсултан Назарбаев пытался выдвинуть свою кандидатуру совсем в другой номинации – скажем так, политической. Причем тут премия в области литературы? Зачем наводить тень на плетень? Или это просто следование модному сейчас поветрию – «пнуть дряхлого льва»?
Казыбек Иса известен как активный критик советского прошлого, а партия «Ак жол» в своих программных документах позиционирует себя как идеологическую наследницу национального и одновременно антибольшевистского движения «Алаш». Но в данном случае они предлагают, по сути, тот же подход, который осуждаемые ими коммунисты использовали для подчинения писателей интересам политического режима, – государственный патронат. То есть своего рода негласный договор: власть гарантирует высокий статус и безбедное существование в обмен на лояльность. При таком раскладе литература неизбежно становится той самой девушкой, «которую танцует тот, кто ее ужинает», что и произошло в СССР.
Видимо, Иса, впервые издавший свои стихи еще в 1980-е годы, и многие его коллеги, заставшие советские времена, ностальгируют по тогдашним тиражам в десятки тысяч экземпляров и огромным гонорарам. Недавно попались на глаза воспоминания одного казахского поэта: он рассказал историю, связанную с Мукагали Макатаевым, и назвал сумму, полученную им за выход в свет очередного сборника стихов, – 9.000 рублей. Это стоимость кооперативной (по сути, частной) трехкомнатной квартиры в тогдашней Алма-Ате или двух автомобилей «Жигули».
Сегодня государство тоже платит гонорары авторам книг, издаваемым в рамках республиканской бюджетной программы поддержки так называемой общественно значимой литературы (ежегодно выпускается около двухсот наименований) – преимущественно художественной. Суммы, конечно, скромнее, чем в Казахской ССР, но тоже немаленькие: шесть минимальных месячных заработных плат за каждый авторский лист (для прозы – 40.000 знаков, или примерно 16 страниц стандартного формата А5, для поэзии – 700 стихотворных строк).
Простая арифметика показывает, что за роман или поэтический сборник объемом 320 страниц можно получить около 10 миллионов тенге. Причем далеко не факт, что эти книги кто-то прочтет, – они распределяются по библиотекам страны, а дальнейшая их судьба неизвестна. И тем более от издания таких «творений» для государства нет никакой финансовой отдачи – в отличие от советских времен, когда художественная литература (не вся, конечно) неплохо раскупалась населением и соответственно приносила доходы.
Однако даже то, что власти таким образом поддерживают пишущих людей, поэт-депутат считает недостаточным. Он требует от правительства большего: «Қаламгерлер алаңсыз шығармашылықпен айналысуы үшін еңбегіне лайықты қаламақы мәселесі нақты шешіліп, жолға қойылуы тиіс» — «Необходимо конкретно решить вопрос с выплатой достойных гонораров писателям, чтобы они могли заниматься творчеством, ни на что не отвлекаясь». Но, скажем, в тех же западных странах писатели, включая нобелевских лауреатов, не получают выплат от государства (и соответственно финансово независимы от него, могут позволить себе возражать ему в принципиальных вопросах), живут на доходы от продажи книг, а, если их недостаточно, преподают в университетах, пишут статьи в газеты и журналы, сотрудничают с театрами, киностудиями, занимаются чем-то другим…
И даже если власти Казахстана удовлетворят это требование, то где гарантия, что написанные нашими литераторами и щедро оплаченные из бюджета (в виде «достойных гонораров») произведения будут востребованы казахстанцами или же получат признание за рубежом, принесут стране престижные международные премии? Может, сначала надо сочинить что-то стоящее, заслуживающее внимания читательской аудитории, а уже потом просить государственной поддержки? Именно просить, а не требовать.
Пожалуй, только к одному из предложений «акжоловцев» можно отнестись серьезно. Оно звучит так: «Әлемдік 100 прозалық, 100 поэзиялық туындылардың аудармасын жасау қажет» — «Необходимо осуществить перевод (видимо, на казахский язык – прим. авт.) 100 прозаических и 100 поэтических произведений мировой литературы». А предварить издание таких книг следует одним важным условием: чтобы современные казахстанские писатели и поэты в обязательном порядке сами прочли их. Вероятно, тогда они поймут, что между результатами их потуг и тем, что является настоящей художественной литературой, – дистанция огромного размера.
И осознание этого, хочется надеяться, заметно поубавит их аппетиты и пока ничем не подкрепленные амбиции…
P.S.
На минувшей неделе свою позицию относительно депутатского обращения к правительству высказало правление Союза писателей Казахстана. Оно отметило, что большинство затронутых в нем вопросов не раз поднимало и само это творческое объединение. В целом руководство писательской организации солидаризировалось с предложениями Исы и «Ак жола», но в то же время не согласилось с высказанными ими претензиями относительно «равнодушного отношения компетентных органов к литературе». Как говорится в заявлении, между СП и государством в лице Министерства культуры и акиматов налажено тесное сотрудничество, реализуется ряд крупных проектов. Добавим от себя: реализуются эти проекты на деньги налогоплательщиков…