Четверг, 19 июня, 2025
More
    ДомойМнениеКому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    Опубликовано

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    В январе этого года представители ТОО «Medeu Eco Park» презентовали проект строительства парка с одноимённым названием и транспортного узла на подъезде к высокогорному катку Медеу в Алматы. По их словам, проект направлен на уменьшение пробок и развитие инфраструктуры для семейного отдыха. Но есть подозрения, что создание семейного парка — это прикрытие для коммерческой эксплуатации и застройки охраняемых природных территорий. 

    По плану Medeu Eco Park площадью более 20 гектаров будет включать в себя прогулочные зоны, спортивные площадки и перехватывающие парковки. Создание новых рекреационных зон — дело нужное. Однако эксперт Елена Ерзакович обнаружила немало очень странных моментов в этом проекте, о чём написала пост на фейсбуке. Мы приводим его без сокращений: 

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    «Увидела на экопортале проект оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по транспортно-пересадочному узлу (ТПУ) по дороге на Медео, там, где акимат презентовал строительство нового парка на земле, принадлежащей городу — Medeu Eco Park. В январе были презентации от инвестора, который захотел этот парк создать, чтобы была альтернатива посещения Медео у семейной публики.

    И тогда же сразу, на презентации, появился вопрос, который я задала представителям проекта: зачем там ТПУ с паркингом на более 750 машин в двух уровнях? Для которого ещё придется реконструировать два моста через реку. И зачем городить за рекой площадку для такси и автобусов, если весь этот объект находится возле большой площадки „У Павлина“? Там и сейчас столько места, что может припарковаться с десяток автобусов и такси. Где расчёты по данному объекту, почему он нужен?  

    Неужели наши люди так обленились, что не могут в рамках выезда на природу перейти мост и пройти от автобусной остановки до небольшого парка погулять 100 метров? Или этот парк — очередное место прийти и покушать? До катка Медео от этого места всего пять километров, и кому там придёт в голову оставлять на полпути машину и ехать дальше на автобусе, непонятно. 

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

     

    Я сразу тогда сказала, что не против самой идеи парка на месте строительных отвалов и заросших порослью территорий вдоль реки, но нужно делать всё бережно и без ненужных для идеи парка мегакапитальных строек, так как там охранная зона Нацпарка и река. 

    Но инвестор хранил тайну и кивал на акимат, а акимат тем временем молчал, на презентациях официально от них никто не появлялся, присутствовал только представитель кампании STEP, которая, по слухам, участвует в этом проекте. Аким тем временем разыгрывал свою карту, отписывая проекту землю.

    Также в феврале всплыл печально известный Комплексный план алматинского горного кластера, где с этого же места планировалась, согласно п. 17, канатная дорога „Medeu Eco Park — Кок Жайляу“, хотя все стороны ранней весной заверяли, что её не будет, но на ТЭО хотели потратиться из местного бюджета. План этот в новой версии до сих пор не обнародован, но это отдельная история. 

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    Исходя из документации ОВОС, которую я нашла на портале в открытых источниках, этот ТПУ-паркинг, как оказалось, задумали строить за несколько месяцев до презентации проекта, и управление предпринимательства даже выделило бюджет на проектно-сметную документацию… Представляете, какие скорости. И участок выбили ещё в 2024 году, оказывается, и деньги нашли. 

    Всё бы ничего, развивать туризм и благоустраивать районы города нужно, но за последние 5+ лет в городе не построили ни одного муниципального многоярусного автопаркинга, ни одного нового автовокзала, про посёлки вокруг города вообще молчу. А тут такие скорости для объекта, которого не было в 2024 году ни в плане детальной планировки, ни в публичной версии документа транспортного каркаса. 

    И проект ТПУ Транспортный объект заказали в итоге не транспортники, а управление предпринимательства. Но так как ОБЪЕКТ гордо именуют „Транспортно-пересадочный узел“, то деньги на него уйдут те, которые могли бы потратить на десятка два остановочных комплексов на конечных и в придачу на запуск дополнительных экспресс-маршрутов на Медео с разных частей города. 

    Читать также:
    Город, где до сих пор живут будто в Советском Союзе: как Байконур встречает майские праздники

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    Чудеса… которые не видят и не слышат те, кто призван следить за бюджетом города. 
    В общем, отправила я свои вопросы в акимат, пусть объяснят, зачем и какими расчётами обоснован данный „стратегический транспортный объект“ на полпути на Медео, где тоже в своё время обещали благоустроить территорию и построить многоуровневый паркинг. Но его как не было, так и нет. И не планируется в рамках реконструкции.

    И зачем в принципе небольшому семейному парку для пеших прогулок ТПУ таких масштабов с ресторанами и офисными помещениями?

    И ещё много вопросов к Балхаш-Алакольской бассейновой инспекции (БАБИ), так как этот двухуровневый паркинг строить собрались на очень своенравной речке — Малой Алматинке, в водоохранной зоне и в охранной зоне Нацпарка! 

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    На территории, кстати, находятся и городские скважины водоснабжения. У которой тоже должна быть охранная зона, и территория этого стратегического объекта в принципе перекрывает прямой доступ к реке в этом месте для отдыхающих. Но кого эти вопросы и доводы в акимате останавливали? 

    О том, как сделан сам проект и ОВОС, писать не буду. Разработчики проекта что-то скопировали с какого-то завода, и про то, что пять лет назад в нескольких км выше места стройки были оползни и река чуть не снесла мост, не знают, и считают, видимо, этот туробъект обычной городской стройкой. 

    Кому и зачем понадобился огромный автопаркинг в горах Алматы?

    Кстати, оказалось, что у людей, которые живут там рядом с планируемым ТПУ уже столетие, вдруг ещё в прошлом году „под госнужды“ решили выкупить участки, а для чего, не объясняют. Жителей об общественных слушаниях по Eco Park Medeo и по ТПУ никто, конечно, не уведомил. Они в шоке и не понимают, кому понадобилась их земля, и чем они помешают „экопарку“. 

    Не удивлюсь, если там решат и опоры канатной дороги на Кок-Жайляу поставить, или гостиницу построить в рамках развития туризма… кто знает, у нас в стране всё возможно.

    Вот так у нас продвигают туризм и потом считают, что экоактивисты против всего. Мы не против туризма, но не за счёт изменения границ нацпарков или бессмысленных трат бюджетных денег на типа инвестиционные проекты, которые легко в последние годы потом становятся частными», — заключила Елена Ерзакович. 

    Новое на сайте

    Больше подобного