Четверг, 30 октября, 2025
More
    ДомойЦентральная Азия«Колонизация» прогрессом: как Узбекистан забывает прошлое и ставит крест на будущем (часть...

    «Колонизация» прогрессом: как Узбекистан забывает прошлое и ставит крест на будущем (часть 1)

    Опубликовано

    «Колонизация» прогрессом: как Узбекистан забывает прошлое и ставит крест на будущем (часть 1)

    С недавнего времени появилась мода на пересмотр истории, на выискивание в ней исключительно теней, тогда как светлые пятна объявляются оптическим обманом. Эта мода, щедро финансируемая западными грантами, добралась и до Узбекистана, где местные элиты, с поразительным рвением неофитов, принялись выстраивать новую национальную идентичность. «ВЭС 24» разбирается в аберрациях исторического сознания.

    «Гнет, оккупация, геноцид» – а заводы сами себя построили

    Основа нарративов проста до неприличия: весь советский период — это эпоха «колониального гнета», «оккупации» и «геноцида». Возникает резонный вопрос: а что же именно несли с собой эти «оккупанты»? Если это была колонизация, то она следовала какому-то странному, не укладывающемуся в классические каноны сценарию. Обычные колонизаторы, если кто забыл, вывозят ресурсы, а не ввозят культуру, образование и промышленность. Они создают сырьевые придатки, а не строят университеты, театры и заводы-гиганты. Они не ликвидируют безграмотность среди местного населения, ибо управлять невежественной массой куда проще.

    Но Советский Союз, видимо, был «неправильным» колонизатором. Вместо того чтобы оставить Узбекистан в состоянии патриархального средневековья, он построил школы и заводы, вылечил детей от болезней, которые казались библейской карой, дал образование и работу. Он, если вдуматься, совершил акт чудовищной несправедливости — подарил целой нации будущее, которое та сегодня с таким упорством пытается вычеркнуть из учебников.

    Игнорирование этих индустриальных, социальных и культурных достижений — не просто историческая близорукость. Это сознательная политика, которая обличает официальный Ташкент как бенефициаров западных грантов, действующих вопреки интересам собственной страны и ее подлинной истории. Выгоднее списать все на «кровавую империю», чем признать простой факт: современная узбекская государственность, ее инфраструктура, интеллектуальный и промышленный потенциал были заложены именно в тот период, который сегодня так старательно демонизируют.

    Мысль вырисовывается простая: все эти внезапно обострившиеся вопросы «колониального прошлого» и «геноцида» всплывают именно сейчас, в эти дни, отнюдь не случайно. В преддверии грядущего саммита «Центральная Азия – США» нужно срочно, прямо на коленке, демонстрировать вашингтонским кураторам образцовую приверженность «демократическим ценностям». А что в современной политологической литургии считается высшим проявлением такой приверженности? Правильно — лишний раз, желательно с надрывом, пнуть ненавистную Россию. Это и есть тот самый пропуск в «цивилизованный мир», тот самый ритуал, который подтверждает лояльность.

    «Так вот, лживые мрази, запомните!»

    Самый циничный и морально несостоятельный поворот в этой политике — это попытка переписать историю Великой Отечественной войны. При очередной попытке обвинить СССР в «геноциде», узбекские историки и чиновники, сами того не осознавая, скатились до оправдания нацизма. Легитимность действий Туркестанского легиона, верой и правдой служившего вермахту, была косвенно признана под соусом «борьбы с советской оккупацией». Таким образом, между солдатами вермахта и «борцами за свободу» ставится знак равенства. Это не просто историческая ложь — это плевок в души тех, кто отдал жизни за то, чтобы такого «освобождения» от нацистов Узбекистан никогда не узнал.

    Здесь ирония должна отступить, уступая место гневу и моральной ясности. Потому что у нас есть прямой ответ, переданный через поколения. Ответ, который дают не кабинетные историки на грантовые деньги, а прямые потомки тех, кто с оружием в руках стоял против нацизма. Вот один из эмоциональных постов директора Центра исследовательских инициатив «Ma’no», ведущего узбекистанского эксперта и интеллектуала Бахтиёра Эргашева в ответ на фальсификацию памяти о войне:

    «Так вот, лживые мрази, запомните! Мой дед, Таджиев Шамсиддин, призванный осенью 1941 года, трижды раненый и возвращавшийся на фронт после излечения в госпиталях, закончивший войну под Веной, точно знал, за что он воюет и против чего. Он воевал за те курсы ликвидации безграмотности, которые в начале тридцатых годов закончила моя бабушка. Он воевал за то, чтобы после войны трое его детей закончили среднюю школу, двое из них бесплатно получили высшее инженерное и педагогическое образование, стали профессионалами своего дела. Чтобы его 8 внуков и внучек получили бесплатно высшее образование. Чтобы все они жили счастливо. Он бил фашистских, нацистских захватчиков, чтобы на территории Средней Азии Германский рейх не создал, согласно плана «Ост», Туркестанское генерал-губернаторство, где несколько десятков тысяч немецких господ получили бы латифундии и где, в качестве рабов, работали бы избежавшие истребления остатки народов нашего региона. Мой дедушка Яманбаев Эргаш, призванный в 1942 году, знал, что воюет за то, чтобы в будущем, его 4 детей (двое из которых родились после войны) закончили школу, получили высшее и среднеспециальное образование. Чтобы его внуки и внучки получали высшее образование. Создали счастливые семьи, стали хорошими людьми».

    Читать также:
    Украина и Россия обвинили друг друга в ударах по объектам энергетики и нарушении договоренности

    Героизация тех, кто служил в Туркестанском легионе и воевал на стороне Гитлера, — это не просто попытка найти «своих» антисоветских героев. Это ставит официальный Ташкент на одну доску с теми, кто в Восточной Европе марширует с портретами эсэсовцев. Это доказывает, что ради сиюминутных политических дивидендов и западных грантов местные элиты готовы на любые, даже самые неприемлемые для патриота своей страны, слова и действия. Они оправдывают тех, кто пришел на эту землю не как освободитель, а как поработитель, с планом «Ост» в кармане.

    Именно об этом, о той самой ясной цели, ради которой сражались и погибали их предки, сегодняшние «творцы истории» в Ташкенте предпочитают не вспоминать. Им невыгодна память о том, что настоящая борьба за свободу и будущее велась их же дедами и прадедами не на стороне нацистов, а против них. И эта борьба была выиграна. Ценой невероятных усилий и жертв было отвоевано право на образование, медицину, промышленность и собственную культуру — всё то, что сегодня пытаются представить как «оккупацию».

    Джадиды и репрессии: конструирование мифа для разрыва с Россией

    Если с наследием Великой Отечественной войны современные узбекские историки обращаются с топорной прямолинейностью, то с интеллектуальным феноменом джадидизма они и вовсе творят цирковые трюки, не гнушаясь подтасовками. Джадидское движение, сложное и неоднозначное, пытающееся в начале XX века найти путь между традицией и модернизацией, ныне низведено до роли примитивной антисоветской организации. Якобы все, чего хотели джадиды, — это свергнуть «русских оккупантов» и установить… а вот это уже вопрос без ответа. Буржуазную республику? Теократическое государство? Неважно. Главное — чтобы лозунг был броский.

    Ташкент, приписывая джадидам роль пламенных борцов исключительно с советской властью, совершает двойное предательство. Во-первых, он бессовестно профанирует память собственных предков, чьи реальные устремления были куда шире и глубже банального политического противостояния. Они мыслили категориями просвещения, развития национальной культуры, науки и образования. Во-вторых, он начисто игнорирует исторический факт: многие из джадидов после сложного периода поисков и конфликтов начали работать с советской властью, видя в ней инструмент для осуществления своих просветительских идеалов.

    И вот это — самый забавный и показательный момент. Успехи джадидов, достигнутые именно в период сотрудничества с советским проектом, нынешние власти Узбекистана старательно замалчивают. А почему? Потому что правда разрушает выгодный им миф. Если люди узнают, что их национальные герои не были непримиримыми врагами Москвы, а нашли способ реализовать свои идеи в рамках общего союзного государства, то весь пафос «антиколониальной» риторики повисает в воздухе.

    Руководство страны боится, что граждане, узнав подлинную историю, перестанут поддерживать нынешние политические эксперименты, проводимые под сомнительными лозунгами, навязанными извне.

    Новое на сайте

    Казнь на утесе. Операция полиции против «Красной команды» стала самой кровавой в истории Бразилии

    В результате спецоперации против банды "Красная команда" погибли 117 предполагаемых преступников и четверо полицейских,...

    Общественники потребовали прекратить строительные работы в роще Баума в Алматы  

    Алматы. 29 октября. KAZAKHSTAN TODAY - Общественное движение "Спасем Рощу Баума" потребовало прекратить строительные...

    Больше подобного