Вторник, 22 июля, 2025
More
    ДомойВ мире"Ее ждали как большое событие". Замдиректора Третьяковки Татьяна Юденкова - о масштабной...

    «Ее ждали как большое событие». Замдиректора Третьяковки Татьяна Юденкова — о масштабной выставке Ильи Репина в Китае

    Опубликовано

    "Ее ждали как большое событие". Замдиректора Третьяковки Татьяна Юденкова - о масштабной выставке Ильи Репина в Китае

    Сегодня в Пекине в Национальном музее Китая Третьяковская галерея открывает выставку «Илья Репин. Энциклопедия русской жизни» в рамках Годов культуры России — Китая. Белинский называл «энциклопедией» пушкинского «Онегина», но и по отношению к творчеству Репина это не выглядит преувеличением. Его «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали» — шедевры, без которых трудно понять не только два наших столетия.

    Это первая ретроспектива Репина в Китае. О путешествии произведений художника из Третьяковки в Китай рассказывает Татьяна Юденкова, замдиректора Третьяковки, куратор выставки.

    Почему в Китае так ждут именно Репина?

    Татьяна Юденкова: В Китае знают и любят Репина, наверное, с середины прошлого века, потому что в 1950-е годы там преподавали советские художники, обучали приемам реалистической живописи. Главными кумирами тогда были Суриков и Репин. Даже странно, что до сих пор в Китае никогда не было монографической выставки Репина. Нынешняя пройдет в Национальном музее Китая, в Пекине. Ее ждали как большое событие и специалисты, и публика, которая интересуется реалистическим искусством, европейской и русской живописью.

    Естественно, хозяева хотели получить как можно больше шедевров первого ряда, и мы везем в Пекин такие известные картины художника, как «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Царевна Софья…», портрет Льва Толстого, вариант полотна «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», приобретенный еще Павлом Третьяковым… Русский музей смог дать парижскую работу «Садко в подземном царстве», полотно 1903 года «Какой простор!» и картину «Венчание императора Николая II…».

    Получается, все просьбы удовлетворены?

    Татьяна Юденкова: Почти. Мы не могли выдать такие произведения, как «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» или «Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского замка». Скажем, первая из них пережила нападение в 2018 году, ее реставрация прошла успешно, сейчас полотно в постоянной экспозиции, однако пока остается «невыездным»…

    Как складывалась концепция выставки?

    Татьяна Юденкова: Выставка состоит из четырех разделов: ранний период обучения Репина в Академии художеств, московский период — Абрамцево, петербургский период зрелости мастера и поздний или «пенатский» период 1900-1910-х годов. Идем вслед за биографией, чтобы показать творчество во всем многообразии и противоречиях. Живопись и графика на выставке будут соседствовать в одних пространствах. Не секрет, что Репин не только замечательный живописец, но и тонкий и интересный график, экспериментатор, пробовавший разные техники.

    Читать также:
    Жак Сапир: Спасение европейцев в возврате к сотрудничеству с Россией

    В Китае акцент — на академическую школу, классические европейские традиции в творчестве Репина

    Кто работал над дизайном выставки?

    Татьяна Юденкова: Дизайн продумывали наши китайские коллеги. Цветовая гамма залов — синий, зеленый, темно-бежевый. Об академическом периоде обучения в Петербурге напомнят классические колонны, фронтоны и другие элементы ордерной архитектуры классицизма… Надо сказать, когда мы делали выставку Ильи Репина в парижском Пти-Пале, французские дизайнеры тоже очень внимательно отнеслись к творчеству русского мастера. Вводили в дизайн элементы древнерусской архитектуры, цветовая разработка некоторых залов напоминала знаменитый фасад нашей галереи. Для них было очень важно подчеркнуть «русскость» Репина.

    В Китае же другой акцент — на академическую школу, классические европейские традиции в творчестве мастера. Среди особенностей дизайна — большие цифровые копии картин Репина. В первом зале — «Бурлаков на Волге» из Русского музея. Сам подлинник был забронирован на другой проект, и китайские коллеги, не получив оригинал, нашли такой выход. Прекрасно представлены фотографии Репина. Он любил фотографироваться, благодаря чему сохранились и снимки его самого, его семьи, детей, мастерской, и фотографии с теми, кого он писал, его моделей.

    Сколько оригинальных работ приехало в Пекин?

    Татьяна Юденкова: На выставке 89 произведений из Третьяковской галереи: 45 — живописи, 44 графики, из Русского музея — 3 картины. Итого 92 произведения — это очень масштабная выставка, которая завершит перекрестный год культуры Китая и России. Подлинники поместили в рамы-витрины внутри стен. Ниши разные — могут венчаться полукруглым и треугольным наличником или тяжелым фронтоном…Мы, как всегда, очень переживаем за работы из нашего музейного собрания. И наши коллеги в Пекине с большим вниманием и любовью относятся к привезенным работам.

    Справка «РГ»

    Национальный музей Китая — крупнейший музей страны, чье собрание насчитывает более 1,4 млн экспонатов, среди которых археологические находки, произведения искусства, древние манускрипты. В частности, здесь можно увидеть предметы, посуду, оружие бронзового века в Китае, буддистские скульптуры, нефритовую посуду, фарфоровые вещи, современные классические произведения искусства, резную африканскую скульптуру…

    Новое на сайте

    В МЧС призвали жителей сейсмоопасных регионов Казахстана не паниковать

    Астана. 21 июля. KAZAKHSTAN TODAY - С 23 по 24 июля в сейсмоопасных регионах...

    Мейрамбек Ахметов возглавил Комитет госинспекции труда МТСЗН РК

    С июня 2024 года он был директором Департамента кадрового администрирования и расчета заработных плат...

    Больше подобного