Вечером 16 сентября сильный дождь накрыл южную столицу. От стихии пострадали и алматинцы без зонтиков, и алматинские дороги. В Ауэзовском районе 13 машин провалились под землю по улице Аманжол. Но виноват ли в этом дождь или ответственность лежит на подрядчике, который некачественно выполнял свою работу? В этом разбиралась наш сайт.
Дождь в Алматы всегда приносит хаос — на дорогах образовываются пробки, арыки засоряются. Всё это не в новинку. А вот машины, которые провалились под асфальт, стали неожиданностью и неприятным сюрпризом для всех.
Год назад по улице Аманжол начали проводить строительно-монтажные работы. В плане было проложить инженерные сети водоснабжения и канализации в рамках проекта строительства распределительных сетей. Это сделали. Но по заказу АО «QazaqGaz» решили дополнительно построить стальной газопровод.
Вот только асфальтобетонное покрытие пока не стали класть, чтобы не создавать дополнительные неудобства для жителей этой улицы. Мол, зачем асфальтировать, если потом придётся снова всё раскапывать?
Поэтому с августа 2024-го, по словам местных жителей, дорога постоянно была в пыли — разрытые участки просто забрасывали грунтом.
Пыль, грязь и забитые арыки
Журналистка «Орды» прошлась по улице Аманжол и увидела последствия вечерней катастрофы во всей красе. После дождя остались большие лужи, которые заполнили дыры в дороге. Их, кстати, очень много.
Машины к 10 утра уже эвакуировали. Специалисты убирали грязь из арыков и выкапывали грунт. В акимате сообщили, что это нужно для последующей засыпки балласта, пока улицу полностью не расчистят.
Жители некоторых частных домов стояли на крыльцах своих жилищ и с грустью смотрели на происходящее.
«С сентября прошлого года тут всё разрыли. Когда первые работы по прокладке завершили, засыпали грунтом. С того момента тут постоянно столбы пыли на дороге образуются. Мы каждый день полы дома протираем, ковры даже сняли, потому что пыль оседает на них. Посмотрите на деревья, кусты и цветы — всё чахнет из-за грязи. И мы этим дышим. Я поначалу жаловалась в акимат, но получала отписки. Потом там просто перестали трубки поднимать»,возмутилась местная жительница.
Она также рассказала, что когда работы только начались, у калитки в её дом рассыпали строительные материалы. Они преграждали не только въезд во двор для машины, но и маленький проход для людей.
Другой мужчина разочарованно поделился, что ремонтные работы теперь будет очень сложно закончить. И ведь правда. Впереди сезон дождей, а за ним — зима.
«Проблема сейчас в том, что они это долго копали. Теперь снова зароют. А потом будут ждать, затем опять раскопают. Круговорот ремонтных работ получается».
Арыки — ещё одно препятствие на пути к спокойной жизни частного сектора. Вода по ним течёт вниз по улице Цветочной до Аманжол, а оттуда уже направляется на Шаляпина. Но улица Аманжол узкая и расположена параллельно горам. Арык проложен только с одной стороны дороги и часто забивается мусором. А за прошедший год его закупорили строительные материалы. Из-за этого улица часто затоплена.
Проблему с арыками подтвердили и в акимате:
«Вся дождевая вода района по существующим арычным лоткам стекает к улице Аманжол, что значительно увеличивает нагрузку на её покрытие».
Дорожное покрытие смыло?
Складывается всё так, что обвал дороги — неприятное стечение обстоятельств.
В аппарате акима Ауэзовского района Алматы объяснили: чтобы не создавать неудобства для местных жителей, хотели сразу выполнить все работы на улице. Подрядчик обязался восстановить асфальтобетонное покрытие, как только положили бы газопровод. Но ливень и арычная система стали основными из главных препятствий.
«Прокладка инженерных сетей на глубине до шести метров ослабила грунтовую основу. Указанные обстоятельства и сильный ливень способствовали образованию просадок и нарушению целостности дорожного полотна».
В итоге 16 сентября пострадало 13 машин. Подрядная организация ТОО «Спецстрой Групп ЛТД» пообещала полностью возместить ущерб владельцам. Ситуацию на контроль взял акимат Алматы.
наш сайт связалась с экспертом, который пожелал остаться анонимным. Он посчитал, что наиболее вероятной причиной обрушения дороги стала всё-таки некачественная обратная засыпка траншеи после прокладки инженерных сетей. Не было должного послойного уплотнения грунта. Из-за этого, когда прошёл сильный дождь, покрытие не выдержало: вода вытеснила воздух из межчастичного пространства, снизила трение между частицами и вызвала потерю несущей способности основания.
«Техническая причина ясна. А вот то, что подрядчик ждал трубу, чтобы её туда положить, — это другой вопрос. Забросали всё грунтом, не уплотнили его, дождь прошёл и все планы нарушил. А главное: люди ведь ходили через всё это. Машины ездили по такой улице. А такого быть не должно. Во-первых, это нарушение и угроза жизни для людей. А если бы ребёнок упал? Если они не уплотнили грунт, значит, они обязаны были не открывать проезд по этой дороге. Работа просто была не завершена. Во-вторых, это просто неуважение к людям»,рассуждает эксперт.
Беда не приходит одна. Утром 17 сентября обрушилось дорожное покрытие на пересечении улиц Яссауи и Дастан. Там прокладывали канализацию протяжённостью почти в три километра. Дождь также размыл грунтовые основы, из-за чего дорога частично обвалилась.
В техническом надзоре за этим проектом уже пояснили, что работы проводили согласно нормам и требованиям СнИП.
Тем не менее в акимате инициировали проверку, а также направили запрос в управление градостроительного контроля для определения качества проводимых работ. Чиновники не исключают, что поверхность обрушилась из-за неправильного уплотнения грунта.
Причины будут известны только после проверок. На пересечении улиц Яссауи и Дастан пообещали восстановить покрытие к 18 сентября. Когда восстановят дорогу по улице Аманжол, пока не понятно. Когда проложат газопровод — тем более. До тех пор местным жителям придётся ходить по краешку тротуара, надеясь не провалиться под землю. Впереди слякоть, которую обычно приносит осень, и снег.
А ведь только неделю назад аким Алматы Дархан Сатыбалды отчитал чиновников за плохие дороги, разрытые улицы и многочисленные нарушения при дорожных работах. Он отметил, что в Алматы выявили случаи некачественной укладки асфальта.
Читать также: