Пятница, 5 сентября, 2025
More
    ДомойВ миреВ Латвии собрались топтать ногами память о советских воинах

    В Латвии собрались топтать ногами память о советских воинах

    Опубликовано

    В Латвии собрались топтать ногами память о советских воинах

    Крупный скандал пытаются замять в Латвии: вскоре после открытия закрыт музей, вход в который выложен из остатков памятников советским солдатам, погибшим здесь во время Великой Отечественной. Местные власти озвучивают свои оправдания, но в реальности их задумка оскорбить Россию простирается вплоть до событий украинской спецоперации.

    Несколько дней назад в латвийском городе Огре открылся новый музей истории и искусства. Заведение пригласило всех желающих посетить открывшуюся в нем экспозицию «Путь к свободе». Однако среди русской общины Латвии сразу поползли нехорошие слухи – о том, что ведущая в ворота музея каменная лестница изготовлена из демонтированных памятников советским солдатам. Таким образом, каждый посетитель может символически попрать ногами прах воинов, отдавших жизнь в борьбе с нацизмом.

    Мэром города Огре является Эгил Хелманис, член партии «Национальное объединение» (НО). В Латвии Хелманис известен как один из наиболее ярых националистов. По его плану музей должен знакомить посетителей с «историей обретения и восстановления независимости Латвии, а также с проявленным жителями Огрского края героизмом и жертвами во имя свободы». Зазывающий на экскурсию в музей плакат не оставляет сомнений в том, кого именно предлагается чтить в качестве «героев борьбы за свободу» – гитлеровских коллаборационистов из числа членов местного легиона «Ваффен СС» и послевоенных «лесных братьев».

    В условиях современной латвийской действительности весть о создании лестницы из снесенных солдатских памятников, как бы дико подобное ни выглядело со стороны, никого особенно не удивила. В музее уверяют, что, дескать, поводов для возмущения нет, поскольку плиты для лестницы не взяты непосредственно с солдатских могил – это «всего лишь» бывшие монументы коммунистическим деятелям.

    Позже, однако, местная пресса выяснила, что без солдатских памятников дело не обошлось. Когда в 2022 году в Латвии началась вакханалия сноса монументов советским воинам, одним из первых приказ о вандализме отдала администрация Огрского края. Местная краевая дума распорядилась демонтировать располагавшиеся на ее территории памятники, в свое время увековечившие подвиги Советской армии. Одним из них стал памятный камень, находившийся в населенном пункте Мадлиена. На нем была высечена надпись на латышском языке: «26 сентября 1944 года советская армия освободила Мадлиену от немецко-фашистских захватчиков». Тогда глава самоуправления Эгил Хелманис пообещал отдать этот монумент для укрепления дороги. Этой дорогой в итоге стали ступеньки местного музея.

    Гунарс, местный экскурсовод, подчеркивает, что поскольку камень не служил надгробием, его использование в новом качестве вполне оправданно. В свою очередь Патрик Грива, руководитель отдела коммуникации самоуправления Огрского края, с гордостью рассказывает: «Мы у музея с экспозицией "Путь к свободе".

    Здесь каждый, кто захочет войти в музей, поднимется по этим старым памятникам, которые когда-то прославляли оккупационный режим. Потому что здесь находятся их части, которые были распилены и теперь служат ступеньками».

    Однако скандал оказался с двойным дном. На третьем этаже музея в Огре разместилась экспозиция «Мы и они», рассказывающая о «борьбе украинцев за свою страну». Одним из экспонатов там стал манекен, облаченный в современную военную форму России со следами крови – она была снята с погибшего российского солдата и доставлена в Латвию с Украины. Ее историю сотрудник музея, отставной майор латвийской армии Гунарc Русиньш, рассказал журналистам следующим образом: «Украинские солдаты передали нам этот комплект формы. Когда везли, в автобусе чувствовался неприятный запах… Когда открыли мешок, поняли, что это свернувшаяся кровь, которая и давала этот запах».

    Однако появление этого «экспоната» возмутило даже латышских экспертов. Так, член правления латвийского филиала Международного совета музеев (ICOM) Майя Мейере-Оша подчеркнула, что музей в Огре нарушил Женевскую конвенцию 1949 года, которую подписала и Латвия. «Женевская конвенция четко определяет правила ведения войны. Как только солдат больше не может стрелять в ответ – он сдался, ранен или убит – действуют протоколы, как с ним обращаться. Можно забирать военное снаряжение…, но как только речь идет о личных вещах – это табу. Их нельзя трогать, потому что должна быть сохранена возможность опознания этого человека после войны», – пояснила Мейере-Оша.

    Читать также:
    Многополярный ядерный мир и Европа как подстрекатель конфликтов: что обсуждали в первый день "Примаковских чтений"

    Она подчеркивает, что в Латвии деятельность музеев регулируется законом, в который включен кодекс этики ICOM. «Там указано, что музей, если что-то выставляет, должен делать это с уважением.

    В музее не должно быть ничего, что напоминало бы позорный столб или суд. Мы – музей, исследовательское учреждение, рассказываем, показываем, просвещаем с научной точки зрения, а не с позиции эмоций», – говорит Майя Мейере-Оша.

    В свою очередь ведущий исследователь Института философии и социологии Латвийского университета Мартиньш Капранс считает, что подобные выставки ведут к усугублению этнического раскола в местном обществе. «Очевидно, что у латышей это вызовет большую поддержку. А вот можно себе представить, как отреагирует значительная часть русскоязычного населения Латвии, узнав, что в музее появился такой экспонат. Там будет совсем другая реакция, и она, возможно, не ограничится словами», – предупреждает Капранс.

    Однако у председателя самоуправления Огре Эгила Хелманиса, инициировавшего доставку с Украины российской формы, своя позиция. «Я считаю, что жителям Латвии нужно видеть, что происходит на Украине, ведь этот ужас может прийти и к нам. Эта выставка объясняет, что там происходит».

    Капранс считает, что Хелманис таким образом целенаправленно работает на увеличение своей электоральной базы, ориентируясь на националистов.

    Всего через несколько недель в Латвии состоятся выборы в самоуправления, а скандал вокруг музея в Огре очень поспособствовал известности Хелманиса. Капранс констатирует, что в преддверии выборов подобными приемами пользуются многие латвийские политики – стремясь «расшатать, поляризовать, возбудить общество». И в особенности так привыкла поступать партия «Национальное объединение», которая уже в течение почти двадцати лет использует одну и ту же тему: «преодоление последствий советской оккупации».

    Борьба с «последствиями оккупации» включает в себя, по мнению НО, вытеснение русского языка из публичного пространства, запрет образования на русском языке, уничтожение советского и российского мемориального наследия, запрет Дня Победы и т. д. Надо признать, что «Нацобъединение» сумело навязать свою повестку другим, изначально менее радикальным латышским партиям. Усилиями НО любые уступки, сколько-нибудь мягкое отношение к местной русской общине начали рассматриваться практически как предательство родины. И напротив, направленные на русских запреты и ужесточения – как наглядное свидетельство «патриотизма».

    В настоящий момент «Национальное объединение» уже не в правящей коалиции в Сейме, но все равно может торжествовать. Ведь это единственная в Латвии партия, выполнившая свои предвыборные обещания. Все цели, которые НО ставило перед собой в 2010 году, выполнены: русских школ нет, советские памятники снесены, русский язык окончательно маргинализирован и вытеснен из официального оборота.

    Обычно инициативы НО в латвийском официозе встречают строго положительно, но в случае с музеем Хелманис все же перегнул палку. Куратор выставок Кристине Миллере подчеркнула, что музей должен быть независим от политики. «В такой ситуации, когда мэр участвует в создании ее содержания, теряется объективность экспозиции», – полагает Миллере.

    Член правления комитета ICOM в Латвии Майя Мейере-Оша видит в случае Огрского музея конфликт интересов, ведь это учреждение подчиняется самоуправлению. «Мэр контролирует финансирование и вмешивается в работу профессионалов, при этом, насколько я понимаю, не имея профильного образования», – пояснила она.

    Некоторые жители страны – особенно, конечно, русскоязычные – говорят, что действия Хелманиса и руководства музея не что иное, как банальное мародерство. Активист Агрис Дзенис обратился в полицию с просьбой проверить музейную экспозицию.

    Сюжет о «неоднозначной» экспозиции был показан в эфире программы «Латвийского телевидения» «Культурный шок». Авторы этой программы Анете Ашмане-Вилсоне и Даце Каукуле усомнились в этичности выставки, в связи с чем приняли на себя шквал ненависти от националистов – их всячески проклинают. Но общественный резонанс своей цели все же достиг: руководство музея в Огре сочло за лучшее от греха подальше закрыть скандальную экспозицию.

    Новое на сайте

    Больше подобного

    Чиновников Франции переводят на национальный мессенджер

    Французский премьер Франсуа Байру преподнес местным чиновникам сюрприз. Специальным указом начиная с сентября им...