Своим мнением о том, что и как нужно менять, делится известный таджикский судья в отставке Ватан Абдурахманов.
Фото: коллаж из соцсетей
Большинство его предложений касаются необходимости обеспечить прозрачность в таджикской судебной системе – это касается не только прозрачности в работе и конкретных делах, но и приеме на работу и аттестации судей.
Одна из главных проблем, по его мнению, заключается в том, что вопреки нормам Конституции Таджикистана и Конституционного закона «О судах РТ», которые устанавливают срок полномочия судей в 10 лет, судей освобождают от должности в связи с достижением пенсионного возраста и до истечения срока их полномочий.
«Согласно ст. 18 Закона судья имеет право уйти в отставку по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию и по другим основаниям. Это его право. Его не имеют право освобождать от должности до истечения срока полномочий, – говорит Абдурахманов.
На практике также мы видим, что заявления судей об отставке не удовлетворяются, тем самым судьи при выходе на пенсию лишаются льгот, которые имеют действующие судьи.
У прокуроров, вышедших на пенсию, согласно закону «О прокуратуре» такие льготы имеются, а также им выдаются удостоверения.
Судьи – носители судебной власти, одной из ветви государственной власти. Всего в республике около 400 судей. После выхода на пенсию или в отставку они не вечные. Следует внести соответствующие дополнения в закон «О судах».
Молодых нужно учить по-новому
Судья предлагает и другие изменения.
Доступ к судейской профессии должен быть предоставлен не только молодым юристам, которые должны проходить специальную практику, но и юристам, обладающим значительным опытом работы.
Уровень опыта в юридической профессии, который позволил бы кандидатам претендовать на судебную должность, должен быть установлен после тщательной оценки соответствующей комиссией.
В рамках университетской программы следует уделять больше внимания развитию аналитических навыков. Такие методы обучения как анализ конкретных дел, практические занятия, юридические клиники и учебные суды должны быть включены в учебную программу.
ВУЗы должны обеспечивать одинаковый уровень образования, в том числе, при помощи дистанционного обучения.
Программа обучения должна фокусироваться на том, что является особенно востребованным в работе судьи и дополнять университетское образование.
Обучение должно включать в себя курсы по этике, навыкам общения и разрешения споров, управления и юридического письма.
Судьи имеют право быть услышанными
В случаях проведения оценки профессиональной деятельности судей, такая проверка не должна вредить независимости при вынесении судебных решений. Оценка работы судьи должна, прежде всего, базироваться на качественных показателях и концентрироваться на его навыках.
Они должны включать: профессиональную компетенцию (знание закона, умение вести судебный процесс, способность написания обоснованных судебных решений); личную компетенцию (способность справляться с нагрузкой и принимать решения, открытость к новым технологиям); общественную компетенцию (навыки по ведению переговоров и примирению сторон, уважение к сторонам); а также лидерские навыки.
Эти навыки необходимо развивать в рамках программ подготовки судей и непосредственно в ходе работы. Не следует оценивать судей по содержанию их решений или вердиктов (как напрямую, так и через статистику по отмене их решений вышестоящей инстанцией). То, как решает судья дело, никогда не должно быть поводом для наказания.
Статистика по эффективности судебной деятельности должна использоваться в основном для административных целей и служить лишь одним из факторов оценки работы судей. Оценка работы судей может быть использована для того, чтобы помочь судьям выявить те аспекты их работы, которые они смогут улучшить, и для дальнейшего продвижения по службе.
Критерии профессиональной оценки должны быть четко сформулированы, прозрачны и унифицированы. Основные критерии должны быть указаны в законе.
Профессиональной деятельности судей должна даваться независимая оценка самими судьями. Председатели судов не должны обладать исключительной компетенцией по вопросам оценки судей, эти вопросы должны быть в компетенции квалификационных коллегий.
Оценка должна включать изучение письменных решений судьи и наблюдение за тем, как данный судья проводит процессы. Оценка должна быть прозрачной, судьи имеют право быть услышанными и должны быть проинформированы о результатах оценки с возможностью их обжалования.
Следует поощрять доступ журналистов в суды
Прозрачность должна быть нормой судопроизводства. Для подтверждения действий судьи в зале судебного заседания, а также для точного воспроизведения хода процесса, слушания должны фиксироваться при помощи электронных средств записи, позволяющих их полное воспроизведение.
Для улучшения профессиональной и общественной подотчетности судей, их решения должны быть опубликованы в базах данных или на интернет-сайтах таким образом, чтобы они были реально доступны для общественности на бесплатной основе.
Решения должны быть проиндексированы в соответствии с предметом дела, затронутыми правовыми вопросами и именами вынесших решения судей. Это же относится к решениям дисциплинарных органов.
В целях укрепления доверия общества к судам, следует поощрять доступ журналистов в суды и создавать должности пресс-секретарей судов.
Изменения и дополнения следует внести в закон «О судах Республики Таджикистан» и ГПК РТ.
Процедура подготовки и принятия соответствующего акта о порядке пополнения состава судов должна быть прозрачной и об этом четко должно быть указано в законе. Объявления об имеющихся вакансиях, а также дополнительные условия и требования, должны быть опубликованы и распространены.
Список кандидатов (или хотя бы список прошедших предварительный отбор) должен быть публично доступен.
Квалификационная комиссия, при рассмотрении вопросов отбора кандидатов, должна быть независимой. Комиссиям необходимо проводить собеседования с кандидатами, достигшими последнего раунда.
Квалификационные коллегии имеют право обращаться с просьбой в соответствующие структуры с целью выяснения дисквалифицирующих обстоятельств кандидатов.
Рекомендации по кандидатам на должность судьи не могут быть отклонены Советом юстиции, за исключением случаев нарушения процедурных вопросов.
Необходимо иметь в виду, что состав судейского сообщества должен отражать состав общества в целом. Для этого следует поддерживать представителей меньшинств, стремящихся к приобретению квалификации судей.
Об управлении судами и принятии решений по бюджету
Управление судами должно способствовать повышению независимости и беспристрастности судопроизводства в рамках права на справедливое судебное разбирательство и принципа верховенства права. Судебное управление не должно использоваться для оказания влияния на содержание и процедуры вынесения судебного решения. Процедуры судебного управления должны быть прозрачны.
В данный орган должны входить в порядке избрания своими же коллегами судьи, представляющие весь судебный корпус. В состав должны быть включены ученые-юристы и желательно представители адвокатуры для продвижения принципов прозрачности.
В составе не должны быть представители президента и парламента. Председателя Совета и его замов следует избирать большинством голосов из числа его членов.
При Совете следует избирать несколько специальных комиссий. Комиссии должны избираться на определенный срок и должны быть независимыми. Квалификационные коллегии (комиссии) могут быть ответственны за отбор и подготовку судей. Также должны быть образованы дисциплинарные коллегии.
Вне зависимости от имеющихся обязательств правительства в отношении предложений по бюджету судебной системы и полномочиям парламента по принятию бюджета, следует, чтобы орган представляющий интересы судебной власти, Совет юстиции, представлял правительству информацию о бюджетных требованиях системы правосудия, а также имел возможность выступать перед парламентом в ходе обсуждения бюджета.
Роль председателей судов должна быть строго ограничена
Председатели судов не должны вмешиваться в процесс принятия судебных решений другими судьями и не должны участвовать в процедурах отбора судей.
У председателей судов должны быть представительские и административные функции, включая контроль за несудебным персоналом судов. Осуществление управленческих функций требует обучения в сфере управления.
Председатели судов не должны злоупотреблять своими полномочиями при распределении помещений и других ресурсов суда для оказания влияния на судей.
Административные решения, которые могут иметь влияние на содержательную сторону судопроизводства, не должны находиться в исключительной компетенции председателя суда. Одним из таких примеров является распределение дел, которое должно проходить либо по жребию, либо по заранее определенным правилам с понятными и объективными критериями, установленным самими судьями.
Председатели судов должны назначаться на определенный срок с возможностью продления их полномочий не более одного раза.
Процедура отбора председателей судов должна быть прозрачной. Объявления о вакансиях председателей судов должны быть опубликованы. Все судьи, имеющие соответствующий стаж и опыт, должны иметь возможность подать заявки. Компетентный орган по отбору может проводить собеседование с кандидатами.
Возможен вариант избрания судьями конкретного суда своего председателя. Если это неприемлемо, в случае принципа назначения председателя, то должно учитываться мнение самих судей и рекомендации самих судей могут быть отклонены посредством мотивированного решения. В таком случае у совещательного органа (собрания, комиссии), должна быть возможность предложить иного кандидата.
Помимо этого, для защиты от излишнего влияния исполнительной власти, совещательный орган должен иметь возможность преодолеть вето исполнительной власти, квалифицированным большинством голосов судей.
О третейских судах. К сожалению, в Программе судебно-правовой реформы не сказано об альтернативных формах разрешения споров. Закон «О третейских судах» был принят парламентом Таджикистана 05 января 2008 года, но он практически не работает, более того, его функции значительно сократили внесенными в закон изменениями.
Третейские суды, являясь негосударственными органами, могли бы сыграть положительную роль в осуществлении справедливого правосудия и значительно облегчили бы работу судов.
И о работе Ассоциации судей
В Республике Таджикистан впервые в постсоветских государствах образована в 1994 году Ассоциация судей, общественная организация судей, которая призвана содействовать повышению роли Судебной власти и повышения ее авторитета.
В трудные времена гражданского противостояния Ассоциация судей проводила различные мероприятия, конференции, круглые столы. Приняла кодекс чести судей. Члены Ассоциации принимали участие во многих международных мероприятиях. Такие организации существуют во многих странах. Есть также международная Ассоциация судей, штаб-квартира которой расположена в Риме.
К сожалению, наша Ассоциация в настоящее время практически не функционирует. Она не уделяет никакого внимания судьям, ушедшим на пенсию, в отставку, не отстаивает их интересы. Председатель Верховного суда совмещает должность и является одновременно председателем Ассоциации судей. Естественно при этом возникает конфликт интересов с исполнительной властью.