Казахстану есть чему поучиться у Малайзии — по крайней мере, в сфере нефтедобычи. Так считает эксперт нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов, сообщает наш сайт.
На своей странице в Facebook Нурлан Жумагулов задаётся вопросом: почему Малайзия смогла, а мы нет? Почему страна, добывающая втрое меньше нефти, чем Казахстан, и тоже применяющая механизм СРП (соглашений о разделе продукции), сумела успешно развивать местное содержание, в отличие от «КазМунайГаза»?
«Оказалось, всё просто: при вступлении страны в ВТО в 1995 году малайцы просто закрепили право государственной нефтяной компании Petronas выдавать лицензии на поставки товаров и услуг. Если хочешь поставлять товар или оказывать нефтесерсвисные услуги — получи лицензию у Petronas. А там уже различные условия: 51 % малайского учредительного капитала, обязательное привлечение и обучение местного персонала, локализация. Оказывается, так можно», — подчеркнул Нурлан Жумагулов.
Эксперт указывает, что благодаря такому подходу у иностранной нефтесервисной компании Schlumberger в Малайзии сейчас есть крупнейший технологический центр. Именно там она развивает искусственный интеллект, хотя в Казахстане зарабатывает больше.
Есть в малайском рецепте успеха и своя ложка дёгтя: санкционные риски.
«Как говорят малайцы, когда ты контролируешь затраты, СРП-режим не страшен. Наоборот, за счёт полноправного сотрудничества между иностранными и местными компаниями развиваются компетенции у последних. Недавно Малайзия стала вторым импортёром нефти в Китай, обогнав Саудовскую Аравию. Чтобы вы понимали — страна добывает 600 тыс. баррелей нефти в сутки, но экспортирует в Китай 1,8 млн баррелей в сутки. Причина — Малайзия спокойно занимается реэкспортом санкционной иранской нефти в Китай. И ведь весь мир молчит»,говорит Нурлан Жумагулов
Чему же ещё Казахстан мог бы научиться у Малайзии? Например, тому, как контролировать цены на такси. Там они ниже — хотя бензин стоит на 10 % больше, чем в РК.
О том, почему у Казахстана не вышло развивать нефтегазовый бизнес за рубежом, читайте по ссылке.