«Мы как
консультанты участвовали в разработке предложений, озвученных главой
государства, в части поддержки малого и среднего бизнеса, поэтому считаем, что
все принимаемые меры носят концептуальный характер и направлены в первую
очередь на людей», – отметил в разговоре с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz партнер глобальной консалтинговой компании в области
стратегии и государственной политики Whiteshield Partners, экономист
Каныш Тулеушин.
Напомним,
что глава государства 1 сентября, обращаясь с Посланием к народу Казахстана,
поручил обеспечить субсидирование процентных ставок до 6% годовых по
всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики. Подразумевается,
что субсидирование покроет период 12 месяцев, начиная с момента объявления
режима ЧП, то есть с 16 марта текущего года. Также до конца 2021 года по
поручению президента продлят действие программы пополнения оборотных средств
для субъектов предпринимательства в наиболее пострадавших секторах (ранее
предполагалось, что она завершит свое действие в этом году). Общий объем данной
программы должен составить 800 млрд тенге.
«У нас с коллегами были дебаты по поводу того, нуждается бизнес в поддержке или нет. Некоторые эксперты утверждали, что не стоит вмешиваться в дела предприятий, которые испытывают сложные проблемы, и дать им естественным образом обанкротиться. Своего рода это был бы тест для сильных. Однако я придерживаюсь иного мнения и считаю, что нельзя бросать малый и средний бизнес на произвол судьбы. Наоборот, я уверен, что его надо максимально стимулировать, как это делают во многих развитых и развивающихся странах, где МСБ получает как финансовую, так и нефинансовую поддержку. В противном случае мы должны понимать, что на восстановление этого сектора может уйти от 5 до 10 лет», – объясняет Каныш Тулеушин.
Вместе тем
он признает, что с системной точки зрения субсидирование как инструмент для
поддержания экономики не совсем правильный. Но для того чтобы от него полностью
отказаться, необходимы четко выстроенная денежно-кредитная политика и низкая
базовая ставка. «Пока базовая ставка Нацбанка останется на высоком уровне, субсидирование
будет представлять интерес для бизнеса и приветствоваться», – уточняет экономист.
При этом
он считает, что у казахстанских банков второго уровня на сегодняшний день
сформировался достаточно большой капитал, который плохо утилизируется, так как из
него в недостаточном объеме выделяются средства на финансирование реального
сектора экономики.
Отметим,
что в этой связи президент страны Касым-Жомарт Токаев поручил принять меры по
переориентации ликвидности банков на кредитование бизнеса и прекращению
валютных спекуляций.
Тем не менее уже не
раз сообщалось, что многие субъекты бизнеса не могут получить льготное
кредитование из-за предъявляемых к ним высоких требований и условий участия в
программах государственной поддержки. Возникает другой вопрос: как улучшить
доступность этого финансирования для охвата большего количества «нуждающихся»
предприятий.
По утверждению
Каныша Тулеушина, у этой ситуации есть две стороны. «Одна говорит, что нужно исключать промежуточные субъекты и напрямую выдавать субсидии бизнесу. Другая сторона знает, что это будет сделать тяжело в плане администрирования. К тому же Фонд “Даму” уже проходил этот опыт. До 2007 года он выдавал деньги напрямую, без посредников, и, к сожалению, чтобы покрыть весь существующий спрос, организации не хватило ни возможностей, ни трудовых ресурсов. Поэтому позже, чтобы не придумывать заново велосипед, фонд решил взять за основу опыт Сингапура и внедрил практику финансирования через банки второго уровня. В то же время я считаю, что не совсем правильно государству принимать все риски на себя, их надо разделять еще и с другими агентами и обеспечивать больший охват», – поясняет экономист.
Между тем одним из
принципов нового экономического курса глава государства обозначил честную
конкуренцию. В этой связи он поручил создать новое ведомство – Агентство по
защите и развитию конкуренции с прямым подчинением президенту страны.
«Мы часто
приводили примеры, какие складываются монополии в разных секторах – энергетике,
транспорте и даже в цифровизации. Поэтому видим, что те стандарты конкуренции,
которые до сих пор были установлены, не представляют собой никакой амбициозности.
На мой взгляд, новому Агентству необходимо как раз их ужесточить, в том числе увеличить
индикаторы в сторону конкурентоспособности, и, безусловно, следить за тем, чтобы
они строго соблюдались в каждой отрасли. Нужно, чтобы в экономических судах у
нас были такие институты, которые разбирали бы все кейсы в области развития
конкуренции и антимонопольной политики», – комментирует Каныш Тулеушин.
Кроме того, по его мнению, необходимо создавать «национальных чемпионов» не в секторе В2В, а
в В2С. Таким образом, отечественные предприятия могут быть конкурентоспособны
глобально, а не только в Казахстане, полагает эксперт. При этом он не видит
смысла в том, чтобы поддерживать компании, которые осваивают государственный
тендер.
Еще один
важный вопрос, который поднял Касым-Жомарт Токаев в ходе Послания, это создание
благоприятного бизнес-климата. По словам президента, «регуляторная система
по-прежнему остается громоздкой, даже карательной», поэтому в течение
следующего года он поручил разработать новую нормативно-правовую базу деятельности
малого и среднего бизнеса.
«Я считаю, что лучше ужесточать ответственность за нарушение, нежели вводить дополнительные препоны для бизнеса, или разработать какие-то новые разрешительные документы. Об этом я говорил не раз. Самое главное здесь, правильно контролировать и требовать», – отмечает Каныш Тулеушин.
Наряду с
этим глава государства делегировал правительству совместно
с НПП «Атамекен» провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов с целью
кардинального упрощения исполнения налоговых обязательств и минимизации
количества налогов и платежей. В том числе в секторе МСБ Касым-Жомарт Токаев посчитал
возможным предоставить право предпринимателям, работающим в наиболее
пострадавших от пандемии секторах, уплачивать розничный налог с оборота.
По этому
поводу Каныш Тулеушин замечает, что улучшение налогового администрирования
потенциально принесет в бюджет 2-3 млрд долларов, чтобы их снова перенаправить
в экономику. «То, что предложил глава государства в части улучшения и
совершенствования налогового администрирования, – это большой потенциальный
источник финансирования всех вышеуказанных мероприятий. Понятно, что мы не
можем постоянно ориентироваться на Национальный фонд», – резюмирует экономист.
Напомним,
что президент страны в порядке дополнительной помощи предпринимателям также дал
поручение приостановить до конца года начисление платы за аренду для МСБ по
объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигоссектору. Кроме того, он обозначил снизить нагрузку на фонд оплаты труда для МСБ в наиболее
пострадавших отраслях – по этой категории бизнеса поручено отменить отчисления
с оплаты труда во внебюджетные фонды на срок до конца года.
«Продолжится
реализация финансовых и нефинансовых мер господдержки. В целом это будет
способствовать достижению поставленных задач по увеличению доли МСБ в ВВП до
35% и числа занятых в МСБ до 4 млн человек к 2025 году», – подчеркнул глава
государства.
Источник: kapital.kz