Среда, 2 июля, 2025
More
    ДомойМнениеАймагамбетов высказался о том, как не превратить Казахстан в «Штрафстан»

    Аймагамбетов высказался о том, как не превратить Казахстан в «Штрафстан»

    Опубликовано

    Аймагамбетов высказался о том, как не превратить Казахстан в «Штрафстан»

    Депутат Асхат Аймагамбетов считает, что применение штрафов должно быть разумным, соразмерным и направленным на решение проблемы, а не на пополнение бюджета, сообщает наш сайт.

    Мажилисмен поделился мнением в своём телеграм-канале.

    Складывается впечатление, что система административных наказаний утрачивает свою основную цель — профилактику и исправление нарушений — и воспринимается как банальный способ увеличения доходов бюджета.

    Госорганам необходимо понимать, что новый «нарратив штрафоцентричности» опасен, так как он подрывает доверие к самому институту административной ответственности. Поэтому требуется принятие мер.

    Цель штрафов: профилактика, а не наказание ради наказания.

    Штрафы — это нормальный инструмент, который используется во всём мире для предотвращения нарушений и восстановления справедливости. Все понимают их важность для порядка, законности и профилактики, однако их применение должно быть разумным, соразмерным и направленным на решение проблемы, а не на пополнение бюджета.

    Аймагамбетов привёл примеры из практики, вызывающие серьёзные вопросы.

    Штрафы для директоров школ, которые работают в три смены, где из-за недостатка финансирования нет ремонта и не хватает оборудования. Но директор не может быть ответственным за системные проблемы, при этом штрафы составляют 600–900 тысяч тенге.

    Платные парковки. Стоимость парковки составляет 100 тенге, а штраф за её неоплату — в 200 раз больше.

    Административное наказание за прогрев автомобиля в жилых зонах более пяти минут было введено почти 20 лет назад. Этот штраф долгое время оставался «мертвой нормой», сейчас эту норму нужно пересмотреть, с учётом климатических и иных аспектов.

    Проблемы несоразмерности и «штрафоцентричности».

    Когда штрафы становятся главным источником доходов бюджета, их цель смещается с обеспечения порядка и законности на извлечение финансовой выгоды.

    Читать также:
    Выкрал детей, разбил все окна: в Шымкенте полицейского обвиняют в издевательствах над женой

    В регионах люди всё чаще жалуются на «кампании» по массовым штрафам, что создаёт ощущение, будто наказания стали финансовым инструментом для пополнения бюджета, а не мерой профилактики.

    Для того чтобы система штрафов была справедливой и эффективной, требуется её ревизия. Штрафы должны быть разумными и учитывать тяжесть нарушения.

    Проблемы школ и других субъектов должны решаться на уровне ответственных за финансирование органов, а не через штрафы для директоров и иных лиц, которые фактически не могут повлиять на ситуацию.

    Мелкие правонарушения, как в случае с парковками, требуют умеренных штрафов и дифференцированного подхода. В ряде случаев штрафы стоит сочетать с обучающими мерами:

    • нарушители могут проходить курсы;
    • нарушители могут участвовать в восстановительных проектах и общественных работах.

    Часть штрафов должна направляться целевым образом на решение конкретных социальных проблем. Эти деньги должны быть окрашены, чтобы использоваться только на действительно важные цели, такие как лечение рака или строительство школ. Люди должны видеть, что штрафы идут на благо общества, а не растворяются в бюджете.

    Административные штрафы не должны становиться средством пополнения бюджета.

    «Штрафы — это неприятно, но неизбежная мера, поскольку важно предотвращать правонарушения и привлекать виновных к ответственности. Неологизм „штрафстан“ и заданный нарратив создают угрозу для института административных наказаний. Ключевое — сохранить баланс, чтобы меры всегда оставались соразмерными и справедливыми»,  заключил Аймагамбетов.

    Новое на сайте

    Дипломатический конфликт с Грузией показал бессилие Британии

    Эксперты оценили возможности Британии в давлении на Грузию ...

    В июне инфляция в Казахстане составила 11,8%

    Астана. 1 июля. KAZAKHSTAN TODAY - В июне в годовом исчислении инфляция в Казахстане...

    Как изменились цены на товары и услуги за июнь в Казахстане

    Месячный индекс потребительских цен в июне 2025 года замедлился и составил 0,8% (в мае...

    В Турции подняли стоимость транзита судов через Босфор и Дарданеллы

    Власти Турции с 1 июля увеличивают стоимость прохода судов через турецкие проливы Босфор и...

    Больше подобного

    Дипломатический конфликт с Грузией показал бессилие Британии

    Эксперты оценили возможности Британии в давлении на Грузию ...

    В июне инфляция в Казахстане составила 11,8%

    Астана. 1 июля. KAZAKHSTAN TODAY - В июне в годовом исчислении инфляция в Казахстане...

    Как изменились цены на товары и услуги за июнь в Казахстане

    Месячный индекс потребительских цен в июне 2025 года замедлился и составил 0,8% (в мае...